Великий шелковый путь просуществовал 19 веков, половину этого времени он проходил через труднопроходимые и малоизвестные перевалы Кавказа. Что привело торговые караваны в глухие места? Почему этот путь появился и исчез?
С 6 до середины 15 века через Кавказ легли караванные дороги Великого шелкового пути. Что же заставило изменить торговый маршрут, существовавший уже 800 лет? Причиной тому стал обострившийся конфликт между Персией и Византией за контроль над черноморским побережьем. Поэтому в 568-569 гг. согдийские тюрки не смогли выгодно договориться о проходе через земли Персии к Византии и стали искать новые дороги. Эти поиски привели караваны на Кавказ.
Правитель турок Дизавул решил отправить с посольством в Византию надежного человека - Маниаха, начальника согдитов. Чтобы попасть к месту назначения, посольству пришлось перевалить «через саму гору Кавказ». Византия решила узнать новую дорогу получше и отправила ответное посольство. Вместе с Маниахом в далекую Согдиану посылается Зимарх, «полководец восточных городов». Эти события описаны в «Истории» Менандра, поэтому нам известно, что когда Зимарх шел обратно, то сам он отправился длинной «северной» дорогой, а короткой «южной» отправил своего спутника. Ведь он хотел познакомится с новыми местами и новой для него страной Аланией. Зимарха дружелюбно принял сам владетель этих земель, Сародий. Он предупредил византийца, что на короткой Миндимианской дороге их ждет засада из персов и предложил ехать Даринской дорогой. По этой дороге посол добрался до Апсилии и вдоль побережья прошел путь до Византии. Так Византия и Согдиана обнаружили новый путь для своих торговых караванов в обход Персии. Новая дорога стала «северным маршрутом» Великого шелкового пути. Она просуществовала вплоть до 1453 г., когда пал Константинополь и торговля шелком на этом отрезке пути замерла.
К моменту появления послов из Византии и Согда на Кавказе уже существовало как минимум две дороги. Они известны современным историкам. Сегодня тоже можно пройти любым из этих маршрутов, но вместо персов в засаде вас будут поджидать границы и визовые режимы современных государств.
От Дербента на запад дорога шла через город Магас. Археологи считают, что Магас находился в районе современных ингушских сел Яндаре — Гази-Юрт — Экажево - Али-Юрт — Сурхахи. На этой территории обнаружено около тридцати городищ-крепостей и множество поселений между ними. Скорее всего, здесь сходились дороги разветвленного Великого шелкового пути. Самым распространенным был путь через Дарьяльское ущелье. Но были и другие дороги. Например, через Джейрахское ущелье, Школьный перевал и Ассинское ущелье
Византия всегда сопровождала торговлю с миссионерской деятельностью. Поэтому Великий шелковый путь привел на Кавказ христианство и византийскую архитектуру. Сегодня древние дороги можно узнать по руинам храмов, башням, менгирам, каменным указателям на перевальных тропах и торговых путях.
В пограничной зоне между Россией и Грузией, на территории республики Ингушетия, находится Джейрахское ущелье. Попасть сюда можно только оформив специальные пограничные документы.
В глубине Ассинского ущелья между аулами Хайрах и Пуй стоит христианский храм, известный под названием Тхаба-Ерды. Впервые его описал квартирмейстер русской армии Штедер в 1787 г. Он писал: «К югу, на возвышенности, у которой соединяются оба рукава, расположено старинное здание, куда совершается ежегодное великое паломничество всего народа. Древний непорочный старик из одной определенной фамилии закладывает жертвенные животные, съедаемые близко живущими фамилиями, голова с рогами и костями сохраняются в здании…». После ухода Византии с Кавказа, храмы превратились в святилища. В определенные дни для совершения обрядов и религиозных отправлений, а также для разрешения спорных вопросов к храму собирались люди. Здесь же проходил «Мехка-кхел» - Суд страны. При храме постоянно проживали избранные народом умудренные опытом старики.
Считается, что храм Тхаба-Ерды был построен в VIII-IX вв. Он перестраивался четыре раза, последний раз в XIV-XVI вв. Архитекторы нашли под апсидой церкви фундамент VIII в. Скорее всего, в IX в. храм разрушился и был выстроен заново. Храм Тхаба-Ерды – это трехцерковная базилика прямоугольной формы длиной 17 м. и шириной 7,5 м. На западном фасаде храма сохранилась скульптурная композиция, где в подковообразной арке изображены рельефные фигуры. Одна фигура в левой руке держит крест, а правая рука лежит на рукояти меча. От другой фигуры сохранились только полы одежды и ноги. Центральная фигура меньших размеров, над ее головой выступает орнаментированная плита, на которой раньше была изображена модель крестообразной церкви с барабаном и коническим куполом. В центральной части восточной стены видны несколько фигур. Справа человек борется со львом, слева – группа осматривает модель храма. Карнизы и арки храма украшены различными узорами.
В окрестностях храма находятся комплексы из жилых и боевых башен, разные формы могил и культовых сооружений. Самым экзотическим памятником считается башенный комплекс Вовнушки. Селение состоит из 6 башен, расположенных на восточном и западном утесах у входа в боковое ущелье реки Тхобачоч (приток реки Асса). На вершине восточного склона видны две боевые башни, ниже - две полуразрушенные жилые башни. Жилые башни были трехэтажными. Первый этаж предназначался для содержания скота, хранения зерна и сельскохозяйственного инвентаря. Второй этаж был жилым, а третий служил для обороны. Боевые башни четырехэтажные. Вход в эти башни расположен со второго этажа, нижний этаж предназначался для пленников. Постройка одной башни не должна была занимать больше одного года. Если за 1 год семья не успевала закончить работы, то род признавался слабым и работы по строительству башни прекращались.
Крупнейшим башенным комплексом считается селение Эгикал. Он относится к XII-XVII вв. и расположен на южном склоне горы Ц1ей-Лоам, в двух км от реки Асса. Общая площадь замкового комплекса составляет 50 гектар. По периметру аула находятся подземные, полуподземные, надземные захоронения домусульманского и мусульманского периодов. Склепы здесь называют «солнечными могильниками». Заглянув в них – вы увидите останки тех людей, что жили в этих башнях. На некоторых надгробных плитах сохранились тексты, написанные арабской вязью. Архитекторы насчитали здесь более 100 различных по типу построек: боевые, полубоевые, жилые башни, святилища, «сиелинги», склепы – круглые, башнеобразные, наземные и подземные.
Обычно на одно селение приходится 5 боевых башен высотой от 25 до 30 м. В Эгикале было 4 башни, но осталась лишь одна. Еще здесь есть 6 святилищ и 34 склепа. Среди склепов выделяется один уникальный двухэтажный склеп XIV в. и трехъярусная пирамидальная надземная гробница с каменным сводчатым перекрытием нижней погребальной камеры.
Порой перемещения в географическом пространстве становятся настоящей машиной времени. Оказавшись в Ингушетии, на караванной дороге шелкового пути, вы не увидите небоскребов и многоэтажек, но вы сможете, заглянув в склеп, увидеть скелеты тех людей, что сопровождали караваны. И если во время прогулки по этим местам вы увидите трехголового дракона или караван в дымке, то это вызовет у вас гораздо меньше удивления, чем зазвонивший сотовый телефон. Он покажется вам неуместным здесь предметом из будущего.
Кандидат исторических наук Ольга Брилева
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1