"Вы ушли, как говорится, в мир в иной. / Пустота... / Летите, в звезды врезываясь. / Ни тебе аванса, ни пивной. / Трезвость. / Нет, Есенин, это не насмешка. / В горле горе комом - не смешок. / Вижу - взрезанной рукой помешкав, / собственных костей качаете мешок. / - Прекратите!Бросьте! Вы в своем уме ли? / Дать, чтоб щеки заливал смертельный мел?! / Вы ж такое загибать умели, / что другой на свете не умел".
Были поэты с куда более изощренной поэтической формой - например, Осип Мандельштам.
Была фронтовая поэзия - Александр Твардовский.
Был Иосиф Бродский.
Да и Юрий Кузнецов был.
И Евтушенко, и Вознесенский, и Ахмадулина...
Но я часто слышал, как сильно, надрывно, целостной народной душой исполняли песни Есенина самые простые люди. И никогда ни слова фальши, ни в мелодии, ни в словах. "Отговорила роща золотая...", "Клен ты мой опавший...".
Что-то есть в этих строчках такое, что "другой на свете не умел".
При этом сохраняется устойчивый миф, что Есенин "свалился" в русскую поэзию как бы прямо с сеновала. Эдакий пастушок, который сначала завоевал Москву, потом Петроград, потом читал стихи самой императрице Александре Федоровне.
Даже Горький по-своему поддержал этот миф в своем очерке о Есенине.
"В седьмом или восьмом году, на Капри, Стефан Жеромский рассказал мне и болгарскому писателю Петко Тодорову историю о мальчике, жмудине или мазуре, крестьянине, который, каким-то случаем, попал в Краков и заплутался в нем. Он долго кружился по улицам города и все не мог выбраться на простор поля, привычный ему. А когда наконец почувствовал, что город не хочет выпустить его, встал на колени, помолился и прыгнул с моста в Вислу, надеясь, что уж река вынесет его на желанный простор. Утонуть ему не дали, он помер оттого, что разбился. Незатейливый рассказ этот напомнила мне смерть Сергея Есенина".
Сказка о деревенском мальчугане, который заблудился в городе и покончил с собой, конечно, красивая, но к Есенину не имеет никакого отношения.
Он окончил и земскую школу, и церковно-приходскую (система ЦПШ, разработанная выдающимся педагогом С.А. Рачинским, была мощным рычагом образования деревенских юношей и девушек. Я это знаю: там училась моя прабабка, которую я еще застал. Она целиком цитировала не просто стихи, но целые поэмы русских поэтов и при этом не разгибалась на огороде, кормила скотину и вообще вела жизнь обычной деревенской женщины).
Кроме того, Сергей Есенин вольнослушателем учился в Народном университете Шанявского, внимательно изучил труд А.Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу", и это чувствуется в самых ранних его стихах.
Да и дружба с Анатолием Мариенгофом многое ему дала. И участие в кругу "имажинистов".
Мне порой кажется, что Есенин впоследствии "заблудился" как раз в деревне, а не в городе.
Но народные корни оставались в нем и прорастали удивительными стихами.
Да вот одно из самых ранних: "Там, где капустные грядки / Красной водой поливает восход, / Клененочек маленький матке / Зеленое вымя сосет".
Но есть и мощный Есенин - автор "Пугачева". И Есенин декадентски-трагический - "Черный человек".
И, наконец, Есенин, написавший не чернилами, а кровью свои последние стихи: "До свиданья, друг мой, до свиданья. / Милый мой, ты у меня в груди. / Предназначенное расставанье / Обещает встречу впереди. / До свиданья, друг мой, без руки, без слова, / Не грусти и не печаль бровей / - В этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей".
Есенин многогранен. И это безусловно религиозный русский поэт. Поэт неверующий не будет обещать "встречу впереди".
Что, собственно, и утверждал другой "атеист" Владимир Маяковский: "Вы ушли, как говорится, в мир иной".
А.Васянин
Комментарии 3
В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне веселой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.
В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.
Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка,
И измятая чья-то невинность,
И кому-то родная тоска.
Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь,
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.
Зависть у нас, у людей, зависть...