Василий Иванович Чапаев, - начдив Красной армии.
Войну он завершил со славой – в 1922 году Фурманова наградили орденом Красного Знамени «за то, что, непосредственно принимая участие в боевых операциях экспедиционного отряда, он личным своим примером воодушевлял комсостав и красноармейцев, чем способствовал успеху дела ликвидации врангелевского десанта на Кубани».
К тому времени Фурманов доучивался на филфаке и работал в литературно-издательском отделе Политуправления Реввоенсовета и как раз работал над романом о Чапаеве, забыв начдиву все личные обиды.
Просто, перелистывая военное прошлое, он понял, что фигуры ярче, нежели неуемный Чапай, на его пути не встретилось. И превратил народного полководца в творимую (и сотворенную) легенду.
Тем временем выходили в свет первые фурмановские литературные опусы. Критика приняла их на удивление восторженно. Например, прочитав повесть «Красный десант», ушлый Александр Серафимович написал цветисто: «Передо мной вдруг блеснула чёрная южная ночь, шелест камыша и таинственность смерти, которая невидимо плыла с этими потонувшими в черноте баржами, – люди плыли на заведомую гибель, в самый тыл врагов, – пощады не будет. И мне вдруг стало трудно дышать. «Да ведь это же художник!» Думаю, это не случайная (хотя и преувеличенно красивая) похвала. Фурманов учился у Серафимовича, его стиль повествования если кого и напоминает, то – автора «Железного потока».
Еще сильнее был успех «Чапаева». Почему? Фурманову удалось опередить многих собратьев по поколению. Его книги вошли в число первых свидетельств о Гражданской войне, их ждали. А особенно ждали героя с большой буквы, народного вождя, русского советского Гарибальди. Правда, Фурманов не подчинялся законам легкого жанра и не идеализировал своего Чапая. Как и свое второе я – комиссара Клочкова. Одна из лучших сцен романа – его трусость во время боя за станицу Сломихинскую.
Роман «Чапаев» неизменно разочаровывал школьников, любивших одноименный фильм и ожидавшихся нечто похожее на историю, которую сняли братья Васильевы.
А он сложнее, в литературном смысле – гуще. Это не мемуары, не хроника сражений, для Фурманова важнее образы войны и народного героя. Фурманов – филолог, ценитель литературы – стремился к самобытности стиля, к объективизму, а не агитации. Но приключенческого шика, которого добились Васильевы и актер Борис Бабочкин, там нет. Поэтому читали мы этот роман (достаточно увлекательный, все-таки про войну) без лишнего восторга. Издавали его исправно, считали классикой советской литературы, изучали в школе, но, чтобы любить, как любили и любим васильевский фильм – нет.
Писать о Гражданской войне слащаво и лживо для писателей того поколения было делом постыдным. Они не скрывали ни жестокости того времени, ни хаоса, охватившего всю страну. И хотели писать по-новому, без рутинерства.
Поняли ли его критики или ждали чего-то иного? «Автор, хорошо выдерживая стиль исторического повествования, не отступая от географии, стратегии и тактики операций, сдабривает их колоритом быта и красочностью отдельных фигур, исторически верных, но выписанных рукою беллетриста-художника», - писал о романе Олег Леонидов в «Военном вестнике». Это голос современника, следовавшего генеральной линии. А главное, что в «Чапаеве» есть жар войны, есть страницы, которые обжигают.
Он оставался комиссаром и в литературном мире. Стал секретарем Московской ассоциации пролетарских писателей. То было время аббревиатур, эту тоже многие запомнили – МАПП. Ему пожимали руку и гении, и просто одиозные личности того времени – Владимир Маяковский, Демьян Бедный, Яков Блюмкин… Они дружили, а иногда дружили друг против друга. Фурманов слыл не самым резким и властным литначальником. Да и не устоялась еще к тому времени индустрия советской литературы.
Он никогда не забывал о своей службе в Верном (ныне – Алма-Ата). Время было бурное, вполне подходящее для нового романа о том, как восставшие солдаты, белые и басмачи чуть не отбили у красных крепость. Взбаламутился весь гарнизон, но Верный остался за большевиками. На этот раз Фурманов не поскромничал, вывел себя под собственной фамилией: в те дни в Верном он действительно спас ситуацию. Книга получилась энергичная, Фурманов нашел свой стиль – телеграфный, с необычными определениями и ощущением тревоги: «Глухая, забаюканная, ленивая тишь. По улицам в мертвом городе мертвый покой. А в каменном доме - за широкими столами, у карт стенных, у столиков, где стрекочут неугомонные морзе, в глухой шифровалке - таинственные имена: Иргаш, Мадамин, Хал-Хаджа, Курширмат». Он знал, о чем писал. Но документализм никогда не упрощает художественную задачу, а Фурманов, несомненно, был художником, хотя еще и не вполне сложившимся. Он преодолел воспоминания, переплавляя их в прозу.
Роман «Мятеж» тоже вошел в советскую революционную классику – и конечно, получил бы продолжение, если бы в начале 1926 года писателя не уложил в постель менингит. Неизвестно, к чему бы он обратился в будущем. Опыта Гражданской войны могло бы и не хватить, требовались новые мирные и армейские сюжеты. Горький похвалил его книгу черноморских очерков «Морские берега», в которой Фурманов стал несколько логичнее и проще. Он задумывал переписать Чапаева.
Бабель говорил Фурманову почти снисходительно: «Вся разница моих очерков и твоего "Чапаева" в том, что "Чапаев" - это первая корректура, а мои очерки – четвертая».
Но, в конце концов, Фурманов понял, что переписать эту книгу не сможет: разве что подсвежит диалоги. Слишком дорога была для него каждая страница «Чапаева». Из других замыслов, к которому подталкивали его друзья – большая книга о Фрунзе, которого Фурманов знал и понимал.
Что же дальше? Он подступил к роману «Писатели». Без баталистики, но – про войну идей, в которую Фурманов погрузился в последние годы. Неизвестно, что вышло бы из этого замысла, хватило бы сил, иронии, необходимой в повествовании о новой богеме? Сумел бы он обойтись без пропагандистских перекосов. Ясно, что Фурманов не остановился бы, что не превратился бы в чиновника.
На хворь сперва не обращал внимания. И подумать не мог, что это жизнь проскакала так быстро.
Бывший чапаевец, будущий генерал-полковник и Герой Советского Союза Николай Хлебников вспоминал о последних днях Фурманова: «Заболел ангиной, пустяковой, на его взгляд, болезнью, да не умел он себя беречь. С высокой температурой продолжал выступать на писательских собраниях, требуя выполнения решений ЦК партии по литературе, призывая очистить ряды писателей от двурушников, интриганов и склочников. Ангина вызвала заражение крови». У постели Фурманова собрались его ближайшие друзья, и среди них Анна Ильинична Ульянова-Елизарова, сестра Ленина, личность для советской цивилизации заповедная. «Золотой человек умер», — сказала она, когда совсем молодой писатель на их глазах умер. Это случилось 15 марта 1926 года, задолго до вольных экранизаций «Чапаева» и «Мятежа».
«Для меня нет сомнения, что в лице Фурманова потерян человек, который быстро завоевал бы себе почётное место в нашей литературе. Он много видел, хорошо чувствовал, у него был живой ум», - писал Максим Горький. И, наверное, не преувеличивал. К 34-м Фурманов сделал немало, а литературного трудолюбия и вкуса ему хватало.
Комментарии 1