У слов много разных функций, одна из которых – декларативная. Когда мы произносим что-то, мы объявляем, или декларируем, нашу убежденность в каком-либо факте. Эта роль слов особенно важна в области религии. Можно называть Библию памятником дреевнееврейской литературы, а можно – Словом Бога. Иисуса можно называть религиозным мыслителем, пророком или сыном Бога. А еще – Христом.
Многие удивляются, когда узнают, что Христос – это не второе имя и не фамилия Иисуса из Назарета. Павел «доказывал Писаниями, что Иисус есть Христос» (Деяния 18:28). Никто не сомневался, что был такой человек по имени Иисус, и даже его религиозные оппоненты. Однако необходимо было признать, что он «есть Христос». Христос – это титул, или должность. Это греческое слово переводится как «помазанник». Кто такой помазанник? Это монарх, которого помазали на царство. В средние века и в новое время на царство коронуют, а в древнем мире – помазывали благовонным маслом. Отсюда и такое слово.
Если мы верим, что «Иисус есть Христос», мы выражаем убежденность в том, что он является царем и преемником Давида, которого ждали евреи. Пророчествами об этом царе изобилует Ветхий завет. Несколько примеров (все цитаты в Синодальном переводе):
Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде… Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли… И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему; ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника… Будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как [лес] на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле; будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем [племена], все народы ублажат его (Псалом 71).
И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Даниил 2:44).
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Даниил 7:13, 14).
Именно помазанника, именно царя ждали евреи, именно царскую функцию вкладывали в еврейское слово «машиах», арамейское «месиха» (от которого произошло русское «мессия») и греческое «христос». Евреи еще плохо представляли (или вообще не представляли) функции Христа как спасителя и примирителя с Богом, но они хорошо знали, что он станет царем по праву наследника Давида. Именно это объявляет ангел Гавриил Марии:
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Луки 1:32, 33).
Это замечательное место, объединяющее Ветхий и Новый заветы в одно целое – вера в Иисуса как преемника Давида на престоле. Это мостик между двумя священными текстами и двумя религиями, показывающий, что на самом деле это не две религии, а одна. Очень важно, что Новый завет начинается с напоминания о древней вере евреев в Божьего помазанника. Важно и то, что эту веру объявляет божественный посланник, как бы подтверждая и обновляя ее. Именно эта вера будет определять все последующие события.
Веру в Иисуса как царя демонстрируют жители Иерусалима, встречая его пальмовыми ветвями при въезде в Иерусалим на ослице:
Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Матфея 21:8, 9)
И это не что иное, как исполнение пророчества из Захарии 9:9, 10:
Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.
Об Иисусе как царе говорит Петр в своей программной речи о сущности христианской веры, обращенной к еврейским прозелитам:
Бог с клятвою обещал ему [Давиду] от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его (Деяния 2:30).
Вера в Иисуса как царя и наследника Давида – это смысловой стержень христианства. Мы чтим не эфемерного духа, не страдальца на золотом крестике, не участника таинственной триады, а реального царя реального царства – как минимум столь же реального, каким было царство Давида. Мы ждем этого царства, мы готовимся к нему, благовествуем о нем. Нас не смущает, что после ухода Царя минуло две тысячи лет – мы уверены в его возвращении так же, как в том, что после ночи будет утро. Все это заключено в слове «Христос», и когда мы его произносим, мы озвучиваем этот манифест, показывая, что исповедуем именно такую веру в Иисуса, а не какую-то другую.
В следующий раз, когда вы назовете Иисуса Христом, вспомните о важном значении этого царского титула. Мы не просто называем чье-то имя, а выражаем свою веру в Божьего царя и его славное царство. Подобно жителям Иерусалима, мы расстилаем перед ним пальмовые ветви и восклицаем: «Осанна сыну Давидову!» В этом коротком греческом слове – вся Библия. Еврейские писания содержат прообразы великого будущего Царства, Евангелия раскрывают личность его царя, письма апостолов учат готовиться к нему, Откровение Иоанна пророчески показывает его славную кульминацию. Произнося это слово, мы показываем, что вера и любовь к этим истинам определяют нашу жизнь, наши привычки, наш круг общения.
Антон Чивчалов
Ссылка на блог:
http://chivchalov.blogspot.com/2011/04/blog-post_03.html
Комментарии 3