Название «аниме» произошло от англ. animation (анимация) – это японская мультипликация, в основном рассчитанная на подростковую и молодёжную аудиторию. С этим понятием тесно связано другое – «манга» (мультипликационные комиксы). По запросу «аниме» только соцсеть «ВКонтакте» насчитывает 99 тысяч групп, которые посещают до миллиона человек.
Распространённый возглас «ня!» у русских подростков – символ принадлежности к субкультуре аниме. Нельзя точно указать возрастные рамки данной субкультуры: среди любителей есть и младшие школьники, и подростки, и юноши, и молодые люди старше двадцати. В мировой мультипликации жанр аниме составляет почти 70% от всего контента мультфильмов!
Обычно защитники этого жанра говорят и пишут о том, что знакомство с аниме может иметь некоторые плюсы. Дети не только смотрят мультфильмы, но и начинают сами рисовать любимых персонажей, создают фанфики, то есть любительские рассказы, в основе которых лежат сюжет и герои аниме, могут сделать клип и многое другое. Любители занимаются постановкой сценок по мотивам любимых аниме, пошивом костюмов, изготовлением украшений. Но познакомившись далее с этим направлением, читатель поймёт, что минусов, притом довольно серьёзных, здесь несравненно больше.
Аниме-сериалы обладают ярко выраженным идейным подтекстом и служат не просто для развлечения, а для формирования мировоззрения. Есть два принципиально различных направления аниме. Первое выпускается японцами для японцев. Это сериалы для подростков и юношей, формирующие традиционные для этого народа ценности, учат быть твёрдым и мужественным, не сдаваться, защищать друзей, быть коллективистом и т. д. Либо манги для девушек, ориентирующие их на образ женщины-матери, хранительницы очага, верной спутницы жизни супруга.
В более серьёзных сериалах рассматриваются вопросы смысла жизни, морали, философские проблемы. Большая часть национального японского аниме создаётся с расчётом на конкретную, довольно узкую целевую аудиторию. Критериями деления, кроме пола, могут являться возраст, психологический тип зрителя, интересы. Поэтому в аниме существует огромное количество направлений. Например, это аниме, основанное на традиционных японских мифах, сказаниях, легендах и притчах, в них находят своё отражение элементы японской культуры; или романтические сериалы.
Есть прекрасные аниме, с очень глубоким, мудрым содержанием. Но современные дети такие позитивные мультфильмы смотрят редко: им ближе другое направление, которое популяризируют аниме-сообщества.
В основном это – американизированные аниме. Это мультфильмы с японскими героями, но американскими историями и идеологией. Они-то и пользуются наибольшей популярностью у зарубежных, в том числе и российских зрителей (как у детей, так и у взрослых). И именно они вызывают критику у представителей традиционных ценностей. Необходимо заметить, что в европейских странах и в США японская мультипликационная продукция перед запуском в кинопрокат проходит предварительную оценку (цензуру!), с тем, чтобы прокатчик изменил возрастную планку для аудитории (например, с 12+ на 18+ или 22+) и чтобы из мультфильма вырезали слишком откровенные или жестокие кадры. В России ничего подобного не принято.
В американизированных мультфильмах используется традиционный для аниме рисунок и простой эмоциональный сюжет, который легко воспринимается и усваивается. Поэтому поучительные и в нравственном плане чистые образцы аниме из первого направления истинно японской культуры служат привлекательной обёрткой, наживкой для неискушённых детей и взрослых, которую рекламируют в СМИ и через которую людей обычно вовлекают в этот информационный поток.
Помимо привлекательной формы, американизированные аниме обладают той же особенностью, что и традиционные японские: они служат не просто для развлечения, а обязательно обладают идейным подтекстом, формируют мировоззрение, но уже – иное, нужное их производителям. Прежде всего – это формирование человека-потребителя. С помощью сериалов раскручиваются новые гаджеты, модные тренды в одежде и косметике, а главное – рекламируется потребительский стиль жизни.
Особенность женских образов аниме – неестественно большие светящиеся глаза с длинными ресницами. И это тоже не случайно, поскольку в японской традиции так же, как и в европейской, глаза – психологически главный объект на лице, тогда как в американской традиции таким объектом является рот. Поэтому наличие таких глаз делает мультфильмы особо привлекательными как для японской, так и для российской молодёжи.
Зачастую герои аниме имеют образ кошечки (зайчика, собачки) – девочки или мальчика с атрибутами вроде хвоста и ушек. Так создатели подчёркивают несерьёзность и наивность персонажа, но и это продумано и является манипуляцией: эти прелестные «няшки» предназначены не для развлечения, у них более серьёзная миссия.
Среди отечественных любителей наиболее популярен романтический жанр аниме. И именно с его помощью проводится раннее сексуальное «просвещение», фактически же – растление малолетних в соответствии с «Международным техническим руководством по просвещению детей в вопросах секса» ЮНЕСКО, о котором уже шла речь в разделе о видеоисториях. (Однако в Японии, где юридический возраст согласия для вступления в половую связь – 13 лет, линия раннего сексуального просвещения не носит такого деструктивного характера, как в России. Дело в том, что в восточных странах половое взросление наступает гораздо раньше уже примерно с этого возраста, в отличие от европейских). Аниме – удобный инструмент для реализации этих планов.
Сексуальное просвещение широко представлено в «романтическом» жанре:
– для девушек – сёдзё–аниме и манга;
– хентай/этти – порнографическое или эротическое аниме;
– яой – жанр, описывающий гомосексуальные отношения;
– юри – жанр, описывающий лесбийские отношения;
– лоликон – жанр, описывающий сексуальные отношения маленьких девочек;
– сётакон – жанр, описывающий сексуальные отношения
детей младшего школьного возраста;
– сёдзё-ай – жанр, описывающий «любовь» девушки к девушке или юноши к юноше; отличается от юри отсутствием интимных сцен.
Как мы видим, здесь широко представлена тема ЛГБТ. Более того – в аниме также нет табу и на темы таких сексуальных извращений, как педофилия и зоофилия, а в последнее время появился инцест (кровосмешение) и даже некрофилия. Такие мультфильмы регулярно попадают в тренд, соответственно, дети видят их в разделе «рекомендованное» и выбирают чаще других. Причём, как это ни дико, педофилы и прочие извращенцы в них представлены положительными героями.
Кроме того, группы аниме служат для вовлечения в другие субкультуры (фэндомы), такие, как фурри, бро- ни, слеш, крипипаста (о ней уже шла речь в разделе «Интернет-страшилки»). Есть и достаточно новое явление, когда девушки изображают мужские роли, говорят о себе как о мужчинах, что потенциально может способствовать тому, что девочка-зритель захочет изменить свой пол.
В мультфильмах всё это показывается очень романтично, так, чтобы ребёнок сопереживал героям, ставил себя на их место. Так детям внушается ложная установка: «Это нор- мально, ничего плохого в однополых отношениях нет». Таким образом, группы аниме и иные деструктивные интернет-сообщества – это та самая лазейка, которая реально способна обойти бдительных правозащитников в вопросе об ЛГБТ: один из оставшихся законных вариантов продвижения своей темы на государственном уровне. Кроме того, это удобный способ собрать сведения о наличии в российском обществе очень значительного числа своих приверженцев; во взрослом населении число таковых очень невелико, значит им остаётся вариант найти таковых среди детей или подростков.
Очень часто можно встретить рекомендацию для родителей о том, что если смотреть аниме вместе с детьми, то это и будет служить практически стопроцентной защитой от негативных последствий. Но познакомьтесь с откровенным рассказом матери, которая, следуя этой рекомендации, всё же потеряла дочь: «У меня дочь 11 лет вышла с балкона, как говорится, на ровном месте. <…> Начался просмотр аниме с семейных вечеров (мы вечерами всей семьёй смотрели фильмы, у нас хороший домашний кино- театр), начали с Миядзаки. Он быстро кончился, фильмов немного. Потом папа ей скачивал аниме-сериалы, она сама смотрела. Но всё это было с цензурой со стороны отца. Как мы сейчас понимаем, просто у ребёнка был интерес к теме, и она нашла сообщников в интернете, или её нашли. Открытые группы аниме, на которые она была подписана, достаточно простые, без деструктива, но в бумажном дневнике есть запись от 8 июня о том, что её пригласили в закрытую группу».
В аниме есть и ужасы – агрессивное направление в жанрах киберпанк, паропанк, психологический триллер, фэнтези. В кадрах манги данной направленности – брызги и лужи крови, мертвецы, кости, черепа, скелеты, герои-мертвецы. Дети неосознанно подражают персонажам аниме, смерть у мультгероев вызывает не чувство ужаса, страха, отторжения, а скорее радость, смех, улыбку, служит поводом для циничного, чёрного юмора. Смерть любого персонажа смакуется, её обязательно показывают в замедленной сьёмке, с разных ракурсов и непременно зальют экран кровью. Всё это может эффективно сформировать танатизацию сознания зрителей. Во всех подобных аниме-мультфильмах герои ведут себя агрессивно, жестоко. Постоянно показывают драки и расчленённые тела. Причём жестокость идёт чаще всего именно от «положительных» героев, и женские персонажи в этом деле ничуть не уступают мужским, а чаще всего превосходят их.
Добро со злом перемешиваются в аниме настолько сильно, что эти полюса вообще теряются. Один и тот же герой может быть в одной серии добрым, в другой злым, и наоборот. И зритель делает простой вывод: нет добра и нет зла, делай что хочешь – таков закон. Зло показывается харизматичным, привлекательным и сильным, а добро часто выглядит непривлекательным. Видя такие «перевёртыши», взрослые испытывают смысловой конфликт, а у детей, с их только ещё формирующейся системой понятий о добре и зле, происходит закладка представлений, противоположных истинным – дети начинают верить: то, что в традиционных народных сказках было олицетворением тёмных сил, является нормой! Накопление в сознании ребёнка подобного опыта приводит к полному непониманию и неприятию традиционных ценностей и установок.
Главный герой может материться, воровать, развратничать, бить неповинных, насиловать, убивать, поедать людей, но при всём этом он подаётся как обаятельный и позитивный, и зрители неосознанно начинают сочувствовать ему и восторгаться им! Так, в сериале «Тёмный дворецкий» идеализируется образ демона. А в манге «Токийский гуль» все главные положительные герои – каннибалы, один из них, педофил, показан вежливым, утончённым, изысканным. Те же, кто с ними борется, выглядят злыми и бессердечными. Смерть обычных людей в этом аниме показана обыденно или даже с радостью, а вот смерть каннибала возводится в трагедию. И таких примеров в сериалах аниме – тысячи.
Ещё одна популярная тема: дискредитация родителей, взрослых, всего социума. Все взрослые – герои негативные (это роднит аниме со всей деструктивной цифровой продукцией для детей и подростков!), они пьют, издеваются над психикой детей, ведут себя аморально, ничего не понимают, они куда хуже, чем любые негативные герои. Другой пример: в сериале «Класс убийц» сюжет строится на том, что ученики якобы из благородных побуждений пытаются убить учителя на протяжении 50 серий, каждую серию по несколько раз повторяют фразу «убить учителя», «мы должны убить учителя», «давай застрелим учителя», «мы класс убийц». Настоящий мотиватор скулшутинга!
При всём этом на стороне таких «положительных» героев отличное качество анимации, яркие цвета. Из откровений бывшей поклонницы аниме: «Мир аниме настолько отли- чается от привычного мира, что психика всё время просмотра пребывает в стрессовом состоянии. Яркие, захватывающие, необычные образы, всё чрезмерно: цвет, эффекты, фантастические сюжеты. Вследствие этого ребёнок уже не удовлетворяется тем реальным миром, который существует вокруг него. Это как ребёнок, которого постоянно кормят конфетами и чипсами, и он их просит всё больше и больше и «почему-то» не хочет есть простую кашу. Она для него теперь просто безвкусная».
Ещё один фактор, который способствует тому, что аниме оказывает на подростков избыточное влияние, – это большое число серий (обычно сериал состоит из более чем ста серий, каждая примерно по 20 минут). И в каждой из них показывают примерно одно и то же, ничего нового не происходит. Повторы – это известный в психологии приём манипуляции, использующийся, например, в рекламе, благодаря которому продавцы буквально заставляют покупателя сделать покупку. То же и при просмотре сериалов: просмотр за просмотром – и заложенные в сериалах установки глубоко усваиваются.
Отрывок из книги Мироновой М.Н. «Наши дети и деструктивные интернет-сообщества» whatisgood.ru/internet/s ...
К посту прикреплён видеоролик по теме.
Оценили 13 человек
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев