В одной из книг попалась вот такая схема, которая названа «Практикой осознанности». Думаю, что правильнее было бы назвать её «практикой неосознанности».
Ведь в ней наряду с полезными советами есть и те, которые либо неоднозначны, либо даже полностью противоречат осознанности. В частности, в одном месте рекомендуется: «отказ от стремления к результату». В другом – советуют забыть о прошлом опыте. В третьем – отказаться от суждений.
👉На мой взгляд, осознанность – это про понимание главных целей своей жизни (а для этого надо хорошо задуматься и ответить на вопрос «зачем я живу?») и про оценку своих действий с позиции того, приближают они к целям или отдаляют. К списку целей можно отнести и такие важные жизненные принципы как «жить честно», «быть порядочным» и т.д - хотя некоторые выделяют их в отдельный блок. Прикрепил слайды из проектов «Научи хорошему» и «Полезный юмор» на эту тему.
Только определившись с целями, можно говорить и об ответственности человека за свою жизнь. Конечно, по ходу жизни в составленный список возможно придётся вносить изменения. Но если вообще нет понимания целей – тогда и невозможно управлять собой. Для ребёнка до какого-то возраста это ещё допустимо, эту роль за него выполняют родители. Но для взрослого отказ от постановки целей равнозначен переходу в "манипулируемое состояние". Поэтому на первом этапе лучше хотя бы неидеальный список целей, чем его полное отсутствие.
📌В рамках такого подхода призывы «отказаться от суждений», «прошлого опыта» (а на что тогда опираться при принятии решений?) и «следования результату» - равнозначны отказу от процесса управления собой. То есть это не про осознанность. Видимо поэтому на этой схеме нет ни слова про важность постановки целей.
При этом в обществе сейчас под «осознанностью», к сожалению, чаще понимают то, что показано на первом слайде. Чему примером распространение термина «оценочное суждение», которому почему-то придают негативный оттенок. Размышлять, думать и оценивать, формируя «оценочные суждения» – это не только нормально, но и обязательный процесс мышления человека. Не делать оценок – значит, не мыслить.
Другое дело, что не все свои оценки уместно озвучивать, а некоторые сделанные вами выводы могут быть в чём-то ошибочны. Но это не значит, что надо совсем перестать думать, это значит, что надо просто поразмышлять на данную тему побольше и найти допущенную ошибку.
💭А какое понимание «осознанности» вам ближе? Что вы понимаете под этим словом? Делаете ли вы «оценочные суждения», или уже стали достаточно толерантны, чтобы принимать всё как есть и ничего не оценивать?
Дмитрий Раевский
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
И если опираться на тот же опыт, то в принципе, все и останется на своих местах. А вот если вырабатывать новый опыт в современных условиях, то из него может что-то получиться
А чтобы приобретать новый опыт, здесь уже понадобиться преодалевать страх, суждения других, быть неудобным ......
Потому что все говорят, что нужно именно так работать.....
Честный бизнес не построишь....
Здоровьем нужно заниматься вот так, и не как иначе
Вообщем в современном мире нужно учиться быть гибким и чувствовать, что нужно, а что нет, а не ориентироваться на прошлый опыт.
Это как пожилой человек будет учить пользоваться кнопочным телефоном. Эт конечно супер, только уже есть совершенно другие гаджеты, которые могут выполнять много функций.