ч4 ДЛЯ ТЫХ, ХТО ЦІКАВІЦЦА ГІСТОРЫЯЙ.
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» - написано в Библии. Винсенту Гечевичу успешно удавалось в своей жизни опровергать это утверждение и радеть обо всех своих господах. Однако, это лицемерие и некая «двойственность» вышли боком его собственным детям уже при его жизни. Сыновья Винсента Гечевича с детства наблюдали акробатическую изворотливость своего отца, который лавировал между литвинской шляхтой и российскими властями, поддерживая одновременно и одних и других, в зависимости от того, в чьём обществе он в данный момент находился. И это не давало им твёрдого примера, на который они могли бы равняться в жизни, не давало им тех моральных идеалов, с которыми они могли бы жить. В результате два брата выросли и стали живыми двумя сторонами одной жизни Винсента Гечевича, но… по отдельности. Старший, Ипполит, стал патриотом Речи Посполитой, а младший, Леон, патриотом Российской империи. И однажды настало время, когда два родных брата пошли с оружием друг на друга…
Ипполит Гечевич к своим 30 годам был уже уважаемой персоной в дворянских кругах своего края, был маршалком шляхты Вилейского уезда. И когда в 1831 году вилейская шляхта подняла восстание за возрождение Речи Посполитой, он возглавил уездный повстанческий комитет. Шурин Ипполита Гечевича, шляхтич Александр Володкович, также был здесь же одним из самых активных участников восстания и командовал уездной кавалерией. Однако им не удалось оказать сколь либо серьёзного сопротивления российским военным силам, посланным на подавление мятежа, среди которых был… младший брат Ипполита Леон Гечевич.
Леон поначалу служил на скромной канцелярской должности, которая, вероятно, не соответствовала размеру его амбиций. И тогда он решил проявить себя в армии Российской империи, да не где-нибудь, а в личном царском кирасирском полку. Вероятно, чтобы легче было попасться на глаза императору. И так уж вышло, что первым поводом, в котором Леон должен был продемонстрировать свою верную службу российскому царю, стало подавление восстания его собственного народа. Можно было подумать, что Леон постарается как-либо избежать этой не слишком почётной обязанности, но нет – он принялся исполнять её с усердием на зависть иным российским казакам. Он принял участие, как минимум, в пяти сражениях против повстанцев, за всё участие в кампании получил два ордена и специальный знак за подавление восстания. В дальнейшем мечта Леона сбылась, и он пробрался-таки в свиту к российским царям, регулярно сопровождал и Николая I, и Александра II на военных смотрах и сборах. В общем, стал в чём-то даже успешнее, чем его отец. Но, правда, Винсенту Гечевичу для достижения своего положения не пришлось убивать своих земляков.
За верную службу царю, Леону Гечевичу было пожаловано имение в Царстве Польском, где он, как заправский колонист, занимал многие должности в структуре российской армии. Наследником же усадьбы в Вязыни стал Ипполит Гецевич, который, однако же, за участие в восстании был приговорён к длительной ссылке. К счастью, вскоре он был «высочайше помилован», во-первых, благодаря отцу-сенатору, а во-вторых, потому что он участвовал только в гражданских, а не военных органах повстанцев. Как уже упоминалось, он был женат на представительнице рода Володковичей, Катажине. Однако, они умерли в 1840-х годах с разницей в несколько лет, не дожив даже до 50-ти.
Среди двоих сыновей Ипполита и Катажины вновь проявился удивительный дуализм, ставший уже какой-то родовой чертой. Старший, Станислав, пошёл служить в полк Российской Императорской гвардии, где, правда, не участвовал в каких-то одиозных мероприятиях, как его дядя. А младший, Константин Юлиан, хозяйничал в усадьбе. Но прожил он ещё менее долгий век, чем его отец, скончавшись в 1863 году в возрасте 37 лет. Его сыну, которого так же, как и отца, звали Ипполит, было ещё 13 лет.
Таким образом, в восстании 1863 года никто из вязынской усадьбы не участвовал. Однако царские власти почему-то (на всякий случай?) всё равно устроили в местечке переполох. Из костёла святой Анны были изгнаны католические священники, а в здании храма устроена православная церковь. Есть мнение, что таким образом власти решили проблему с новым зданием для православного храма, которому требовался капитальный ремонт. Вместо этого церковь перевели в здание костёла, которое находилось в несколько лучшем состоянии.
В начале 1870-х Ипполит Гечевич достигает совершеннолетия, и с этого времени начинается период бурного переустройства и роста благополучия усадьбы в Вязыни. Бог дал Ипполиту, в отличие от родителей, долгий век жизни, и он посвятил его добросовестному труду, направленному на приумножение богатств имения и всего вилейского края.
К началу 20 столетия в Вязыни к северу от местечка сложился целый усадебный городок, состоявший их трёх улиц, которые даже имели свои названия – Центральная, Полевая и улица Паробков, на ней стояли дома работников имения. Хозяйственный комплекс усадьбы включал в себя многочисленные здания конюшен, коровников, свинарников, птичников, амбаров, мельниц, кузницу, ледовню, молочную и спиртзавод. Для работ в имении Ипполит Гечевич приобретал в Европе новейшие образцы сельскохозяйственной техники, которые немедленно внедрял в производство как в Вязыни, так и в других своих фольварках. Именно на спиртзаводе Гечевича в фольварке Буховщина (сейчас в черте Молодечно) впервые в Вилейском уезде появилось электричество. Развивалось в Вязыни и животноводство, с которым здесь также экспериментировали, разводя не только местные, но и различные европейские породы свиней и коров.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1