У притока одной из величайших рек Сибири Оби раскинулась деревня
Инюшка по берегам реки Иня. Именно здесь, пробиваясь на поверхность
земли десятками родников на вершине Тарадановского увала, горе Елбак,
начинается река Иня.
Эта деревня существует более 300 лет. По рассказам старожилов здесь
кочевали местные племена татар, которые в свою очередь делились на
множество малых народностей. Об этом свидетельствуют ряд документов,
обнаруженных в архиве города Томска. Один из них повествует о том, что
местные жители, занимающиеся в основном охотой, нигде не приписаны и не
платят ясак (пушной налог). Об этом повествует докладная урядника
Кузнецкого уезда от 1850 года. В ней же указывается, что среди коренного
населения есть русские переселенцы, занимающиеся земледелием и исправно
платившие оброк.
Урядник предлагает дать указания по переписи кочевников и закреплении
их в деревне Инские Вершины ( так до революции называлась Инюшка). В
подтверждение древнего заселения территории деревни собраны и
свидетельства потомков этих народов. Так, Колмаков Ефим Васильевич 1923
года рождения рассказывал о том, что его предки с давних времен
проживают в этой местности. Его дед Афанасий Павлович прожил здесь 106
лет и утверждал о том, что и его дед родился и жил на данной земле, а прадед
даже не знал русского языка, так как не было контактов. Поэтому можно
сделать вывод о том, что русские, платившие оброк уряднику поселились в
начале ХIХ в., а коренные жители освоили эту территорию намного раньше.
Адрес деревни по архивным документам г.Томска от 1854 года - Инские
Вершины Томской губернии Кузнецкого уезда Крапивинского аила
Инюшинского улуса.
Есть еще одна публикация, упоминающая нашу деревню Инские
Вершины. Она связана с раскопками Тюльберского поселка недалеко от
Старочервово Кемеровского района этнографом КемГУ Кимеевым В.М..
Исследуя поселения этого народа, бежавшего под натиском продвигавшихся
вглубь Сибири монголо-татар, ученый указывает различные районы
заселения, в том числе и верховья реки Ини. В статье указывается, что
фамилии жителей деревни Инюшка-Алексеевых, Кайдориных,
Салтымаковых, Якушевых, тюльберского происхождения.
Название самой реки также имеет глубокие корни. На кетском языке
«иен» - «длинный», «долгий», а на тюрском «инэ»- мать, алтайцы же
переводят «иен» как «локоть» с чем также нельзя не согласиться, глядя на ее
извилистый путь.
В начале ХХ века здесь проживали два крупных рода Колмаковых и
Алексеевых. Позднее в 1910-1911 г.г. население деревни пополнилось за счет
переселенцев с Алтайского края и Вятской губернии. Они расселились по
улице, которая сейчас носит имя С.Кирова. На месте нынешней Центральной
улице поселились переселенцы из Тамбова. Местные жители занимались
2 лист
промыслами, платя оброк пушниной (ясак), поэтому называли себя
ясашными татарами (старейшие жители деревни называют себя так до сих
пор), а переселенцы – земледелием. Чуть позже переехали поселенцы из
Перми и Мордовии Утенковы, Лобановы.
Тихо и мирно продолжалась жизнь деревни до революции. Раскаты
революции 1917 года и Гражданской войны коснулись и наше село. В период
Гражданской войны пострадало много мирных жителей. Село,
расположенное в близ тайги, грабилось и левыми и правыми, в плоть до 1924
года. Но в разрастающем селе не было даже начальной школы. В начале 20-х
годов прислали в деревню семью учителей, которые обучали грамоте
местное население. Грамотными хотели быть все - и взрослые, и дети.
Поэтому днем учились школьники, а вечером взрослые. Но не долго
продолжался ликбез в деревне. Однажды ночью здесь появились бандиты,
забравшие учителя и местного попа. На утро нашли их в двух километрах от
деревни истерзанных до смерти. Горько переживали жители, похоронив
погибших. Вдова вместе с детьми уехала домой на свою малую родину.
После этого школа не открывалась вплоть до 1927 года.
В 1927 году в деревню вновь была прислана семья учителей Иван
Тимофеевич и Анна Никандровна Куликовы. На берегу речки Старой из
заброшенных домов была построена первая настоящая школа. Руководил
школой Иван Тимофеевич, обладавший огромной силой воли,
работоспособности, умением организовать коллектив учителей и учеников на
решение важных проблем. Им была организована школьная
производственная бригада, обрабатывавшая участок в 40 га, что составляло
почти половину от общей площади пришкольных участков района.
Земельный участок находился на средней гриве, где сейчас располагается
самая большая улица села.
На поле выращивали пшеницу, овес, картофель и другие овощи. Все
выращенное поступало в школьную столовую для бесплатного питания
ребят. В то трудное голодное время было большим подспорьем. Кроме того,
в школе было несколько дойных коров, пасека. Молоко тоже шло на питание
школьников, а по праздникам всегда угощали медом. Все работы
выполнялись на пяти школьных лошадях. В штате школы имелись конюх,
доярка, но дети с удовольствием принимали участие в любых работах. Часть
продуктов шла на продажу. На полученную выручку покупались книги для
библиотеки, учебные пособия. Ученики имели возможность вечерами
смотреть кино через проекционный фонарь, единственный в районе.
Но в 1937 году Иван Тимофеевич оказался в числе репрессированных.
Анна Никандровна уехала. Перед войной школа была закрыта, оставшаяся
без учителей дети вынуждены были продолжать образование в д.Уроп. Но не
каждой семье оказалось под силу отправлять детей на учебу за 15 км.
Поэтому многие так и не смогли получить образование. Учебная
деятельность в деревне возобновляется в трудное послевоенное время.
Образованием сельчан занимались Колмакова Федора Степановна,
Колмакова Нина Афанасьевна, Колмакова Анастасия Ивановна, Колмаков
4 лист
Мария Артемовна и др. В это время школа была перенесена на улицу
Школьную и давала семилетнее, приравненное к среднему, образование.
Коллектив учителей пополнялся новыми кадрами, увеличивалась
численность учеников и появилась необходимость в новой школе. По
инициативе директора совхоза и силами учителей в 1964 году была открыта
просторная красивая восьмилетняя школа, которую несколько раз
достраивали, усовершенствовали.
За два десятка лет выпустила около пяти тысяч учеников, с
благодарностью вспоминающих школьные годы. Потребность в
образованных кадрах побудило руководство района построить в селе
среднюю школу, которая была открыта в 1983 году.
Претерпело преобразование и сельскохозяйственное производство. В
начале 20-х годов на территории нынешнего села были образованы колхозы:
«Имени Кирова» и «Красный серп». Сельчане выращивали зерновые
культуры, занимались животноводством. В годы Великой Отечественной
войны все школьники работали, а школу закрыли из-за недостатка
педагогических кадров. Старожилы рассказали о тех трудных годах.
«Осенью дети лопатили зерно на току, женщины постарше на подводах
возили зерно на элеватор. Зимой помогали ухаживать за телятами, доили
коров, возили корма, заготавливали чурочки для тракторов (это березовые
кусочки размером со спичечный коробок). Топлива для тракторов не
хватало, и приспособили на них баки, в которых сжигали чурочки и таким
образом приводили в движение двигатель. Сушили их в каждом доме, где
только могли, кто на русской печке, кто в бане. Ох, и погорело же из-за этого
бань в деревне.
Ещё до войны отменили все выходные. Во время полевых компаний
жили на полевых станах. Поужинают, и сил хватало только добраться до
нар, спали без задних ног, а когда зерновые жали так тут же в копнах соломы
и ночевали. Иногда давали сменщиков, так сбегают девчонки до дома
помыться да постираться и назад. И так с весны до осени, пока не приберут
все до последнего зернышка на току. Зимой работы было поменьше,
основная забота дрова заготовить да снег расчистить.
Конечно, про праздники не забывали. Особенно торжественно
проводили 7 ноября - день Великой Октябрьской социалистической
революции. Организовывали спектакли, пели частушки: «Погодите не
летите, белые снежиночки, скоро с победою приедут наши ягодиночки».
Ставили пьесы «На дне», «Кому на Руси жить хорошо» и др. Самыми
активными были Таня Борисова (Бабанакова) и Ульяна Колмакова
(Борисова). Молодежь привлекали для проведения политинформации. Они
обходили дома, читали последние сводки совинформбюро о положении на
фронтах. Более 100 молодых мужчин и ребят были мобилизованы на фронт,
назад вернулась лишь половина, а 55 односельчан, чьи имена теперь
записаны на мраморных плитах обелиска погибли, защищая свою страну.
В годы войны на трактора сели совсем молодые девчонки. Антипина
Пелагея и Глазкова Раиса в страду день и ночь не вылазили из своих
5 лист
тракторов, ремонтировать приходилось тоже самим. Запасные части брали на
МТС в 25 км в деревне Пермяки, куда ходили пешком».
Война закончилась и постепенно жизнь стала входить в обычную
колею. Колхозы расформировали и присоединили к совхозу
«Пермяковский». В 1965 году решено было организовать самостоятельное
хозяйство по откорму крупного рогатого скота от треста «Скотопром».
Совхоз «Инюшинский» возглавил Иванов Н.И. С 1970 года директором был
назначен директором Степанов Э.Н., который значительно преобразил облик
деревни, активно началось строительства жилья для селян, открыт детский
сад, административное здание, обновились хозяйственные постройки. Стали
перевыполнять план заготовок сельхозпродукции и были награждены
переходящим «Красным знаменем». Степанов Э.Н. защитил кандидатскую
диссертацию и был приглашен на работу в ВАСХНИЛ в г. Новосибирске.
Следующим директором стал участник Великой Отечественной войны
Перегудов П.Н., который проработал в хозяйстве до пенсии. При нем в 1975
году был поставлен первый обелиск в память о погибших односельчанах.
В последующие годы совхоз возглавляли Ралько М.Е. (1978-1985).
Став директором совхоза Щукин А.И. (1985-1988) выполнил просьбу первого
комсомольца на селе, ветерана Великой Отечественной войны Кутонова М.А.
и поставил памятники участникам Гражданской войны Рогову Д. в д.
Рямовая и Пермякову А.Н. в д. Инюшка, за которыми школьники бережно
ухаживают. В период Перестройки руководителей хозяйств стали выбирать
на общих собраниях, так директором совхоза побывали ветврач Вергунов
А.Н., водитель Тарасюк А.Н. и др. Были попытки организовать фермерские
хозяйства, но наступившая неразбериха и экономический кризис привел к
полному запустению сельскохозяйственных угодий.
В постсоветское время деревня пережила несколько преобразований, в
результате чего хозяйство развалилось, и основная часть жителей выживает
за счет ЛПХ. Часть населения выезжает на работу на ближайшие угольные
предприятия.
На территории села сохранилась средняя школа, располагающаяся в
добротном двухэтажном здании, ФАП, магазин, отделение ЖКХ,
обслуживающее систему водопровода и отопления. Село находится в 40 км
от пгт. Инской, который входит в Беловский городской округ, в экологически
чистой зоне, окруженное березовыми околками с одной стороны и черневой
тайгой с чистыми таежными речками с друго
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2