Мы продолжаем знакомить вас с материалами из цикла «Финансовая
грамотность для детей», который подготовила Ирина Золотаревич, директор сервисов «AGAMA communications», ранее директор агентства Pleon Talan, для сайта womo.com.ua .
В первом материале Ирина рассказала о том, как знакомиться с миром финансов маленьких. Данный материал эксперта будет полезен родителям детей младшего школьного возраста (от 6 до 8 лет).
Ирина Золотаревич: так, следующий этап финансового развития начинается, когда дети познакомились с деньгами, привыкли к ним и поняли, что их можно обменивать на что-то полезное. Теперь, когда ребенку от 6 до 8 лет, они:
1. учатся понимать разницу между денежными величинами;
2. могут самостоятельно делать покупки в магазине;
3. учатся понимать концепцию сохранения денег;
4. еще не понимают, что деньги - это средства для комфортного благоустройства, то есть «покупка покупатели разница»;
5. еще не способны планировать свои расходы на длительный период.
В этом возрасте дети уже понимают, что деньги нужны для того, чтобы приобрести какой-то товар.
Теперь необходимо учить их следующему:
1. сначала зарабатываем - потом тратим;
2. цена - это количество денег, которые надо отдать за товар;
3. разный результат - разное количество денег;
4. необходимо ставить вопрос: «сколько это стоит?».
Игры для тех, кому от 6 до 8 лет
В таком возрасте дети уже могут сортировать монетки, купюры, изучают их ценность, начинают осознавать, как деньги могут конвертироваться в
какие-то вещи. К этому времени дети поняли, что деньги нужны для того, чтобы приобрести какой-то товар. К играм прилагаются некоторые практические задачи и упражнения. На каждом новом этапе развития практика будет все больше замещать игру в чистом виде.
В возрасте 6-8 лет необходимо с помощью игр и практик донести до детей следующее:
Деньги не появляются сами, их зарабатывают! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
Сначала зарабатываем - потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», - соответственно, чем больше зарабатываешь и умнее тратишь, тем больше можешь купить.
Стоимость товара зависит от его качества, потребности в нем, а также от того, насколько сложно его выработать. Объясняем,
что цена - это количество денег, которые надо отдать, а товар в
магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди «меняют» свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это посредник.
Деньги любят счет. Приучаем считать внимательно деньги.
Финансы требуют планирования. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правила финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
Не все можно купить. Прививаем понимание того, что главные ценности - жизнь, отношения, счастье близких людей - за деньги не купишь.
Финансы - это интересно и увлекательно!
Важно также применять практические методы и специальные игры, чтобы донести до ребенка все описанное выше, а также разобраться с тем, какое количество карманных денег стоит давать ребенку.
Игра «Груша-яблоко»
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на обратной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев, что ребенок смутилась, объясните ему, что, конечно, это невозможно, потому что лист бумаги один. И если мы изначально хотели вырезать оба рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Игра «Размен» Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Суть игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет изложенную вами банкноту мелочью, поэтому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Практика «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем - потом тратим».
Суть практики:
Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение остальных (мелких монет и купюр). Напоминайте всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.
Обсудите
с ребенком, на которую семейное дело собираются средства в «мини-банка»
- например, на приобретение новых игрушек для елки или настольной игры.
Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок
чувствовал гордость за участие в осуществлении такой важной для семьи покупки.
Следующий этап развития практики - вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты за хранение денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банка» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром например, 3% или 5% .
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев