Арис КАЗИНЯН "Нация".
Ниже представляем фрагмент выступления автора.
О важности изучения философии жизни древних выкарабкавшихся обществ заявляли многие авторы.
В конце позапрошлого столетия немецкий журналист Магда Нейман писала: "Жизнь армян представляет немало интереса с точки зрения исторической критики и психологического анализа.
Я говорю о политическом прошлом армян и о той беспримерной стойкости, с какой они целых сорок веков боролись с народами Азии, Африки и Европы, выдержали удары почти всех завоевателей мира, испытали все ужасы варварских времен, падали, истекали кровью, а все-таки устояли".
Разные авторы – поборники отличных жизненных, профессиональных и идеологических приоритетов - тем не менее часто становились глашатаями согласных мыслей, если речь касалась особенностей истории пяти уцелевших обществ. Даже в условиях политического диссонанса феномен армянского этнокультурного иммунитета обеспечивал аналитический унисон. Созвучия иногда случались и вовсе поразительные.
БРИТАНСКИЙ ИСТОРИК ДЭВИД ЛЭНГ (ПРОФЕССОР КАВКАЗСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ в университете Лондона) писал во второй половине прошлого века: "Армяне, как закваска, будоражат склонное к конформизму человечество. Логически рассуждая, они давно должны были бы прекратить борьбу и покориться судьбе.
Но армянин вновь и вновь отказывается признавать поражение, и в этом ключ к пониманию характера этого упрямого, непобедимого маленького народа, чей вклад в цивилизацию несоизмеримо велик по сравнению с его численностью".
Сопоставим эту мысль с высказыванием уже прусского барона Гакстгаузена фон Августа – автора мемуаров о жизни в Российской империи в период правления Николая I: "Армян можно рассматривать как закваску, как главный ингредиент азиатского теста, призванный оживить умертвленную духовную жизнь в этом регионе.
Армяне вопреки всему сохранили верность своей родине, языку, национальному самосознанию <…> Мне кажется, причина этого кроется в самой миссии армян как народа высокой культуры и духовности, который стал посредствующим звеном и центром объединения Европы и Азии".
Востоковед Николай Марр обращал специальное внимание на армянскую способность не только не умирать, но и просвещать завоевателей: "Не выдержав давления восточных врагов, сирийцы пали жертвой своей культурной роли, исчезли бесследно, превратившись в арабов.
Армяне же продолжали свою наставническую миссию, облагораживая своей кровью национальный тип поработителей и своим созидательным духом оплодотворяя их общественную жизнь.
Армянский народ был и есть старейший первовоспреемник всего рожденного общечеловеческим источником культурного наследия, верным хранителем, щедрым сеятелем и терпеливым взращивателем всей совокупности этих традиций на Востоке и Западе!".
Эрнест Геллнер, профессор социальной антропологии Кембриджского университета, основатель и директор Центра по исследованию национализма при Центрально-Европейском университете в Будапеште, пишет: "Греческий и армянский национализм возник среди народов, которые всегда были более процветающими и способными лучше понять производительные экономические системы современной Европы, чем их османские мусульманские правители".
Продолжение следует……
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4