Со всеми подобающими почестями и знаками отличий. И по снежным перевалам гнали, и по безводным пустыням изводили, и рай обещали, и ад – все в направлении русла Леты, этого водопоя забвения.
Но неподатливый и упрямый армянский характер каждый раз выявлял поразительную способность скрываться за перевалом – преодолевать усталость и утомленность древней нации, открывать в себе новое второе дыхание, предлагать свежие идеи консолидации, воспроизводить творческие решения и не становиться – по примеру финикийских посудин или чеканных лидийский монет – роскошной музейной экспозицией.
Французский историк Шарль-Виктор Ланглуа, соавтор (вместе с Шарлем Сеньобосом) знаменитого "Введения в изучение истории" – одного из наиболее известных руководств по методике и методологии исторического исследования, отмечал в конце XIX в.: "При глубоком проникновении в историю Востока видно, что армянский народ представляет знаменательный феномен уже тем, что начиная с незапамятных времен и до наших дней не переставал ни на одно мгновение участвовать в истории мира, сумел пройти через все потрясения в Азии, не смешиваясь с различными и многочисленными завоевателями, сменявшими друг друга на Востоке".
Большое видится на расстоянии: лишь с ретроспективных далей можно более или менее объективно судить о способности одних народов цепляться за жизнь и неспособности других делать то же самое. В формате подобных сопоставлений (и только) приобретают необходимую выразительность, чеканность, явность и бесспорность контуры жизнеутверждающих национальных характеров.
Благодаря каким именно эликсирам молодости и консолидации им удалось достучаться до современности? В этом контексте анализ жизни уцелевших этносов представляет значительный интерес.
Крупный представитель индоевропейского сравнительно-исторического языкознания профессор Страсбургского университета Генрих Хюбшман не случайно подчеркивал: "Из многочисленных народов, с древних времен населяющих северо-западную часть Передней Азии, практически только одни армяне сохранили до сегодняшнего дня свою этническую однородность и язык <…> Очевидно, что народ с такой древней историей, несгибаемой национальной гордостью и непоколебимой верой заслуживает самого пристального изучения и заинтересованного к себе отношения" .
Директор Института мировой культуры МГУ Владислав Иванов отмечает: "Индоевропейские языки произошли от языка, на котором говорили на небольшой территории, примерно между озерами Ван и Урмия. Это историческая Армения. Армянский язык – индоевропейский, и армяне остались жить близко от своей прародины. Правда, от этого жизнь их легче не стала".
Продолжение следует….
Арис Казинян
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3