Начиная очередной цикл бесед об Армении, о путешествии по родной стране, я долго думал над тем, как именно организовать это путешествие. Географически было бы оправданно построить его в какой-либо последовательности, например, с запада на восток, или по алфавитно – от Айрарата до Утика, и так далее.
Однако с точки зрения, если хотите, геополитической, такой подход слишком утилизован и не достигает своей главной цели. А цель наша, как об этом уже шла речь в одной из наших бесед, – ознакомить армянского читателя со всей его страной, восстановить ту глубочайшую связь народ- земля-вера, которая, зародившись еще во времена Айка Наапета, до сих пор питает нашу нацию.
Правда, иногда дает сбой. Именно поэтому путешествовать по своей великой стране мы будем вразнобой, не ставя себя в зависимость от каких-либо последовательностей. Ибо разницы нет никакой между Ереваном и Арабкиром, Степанакертом и Мушем, Бабердом и Арзн-Румом, между Арцахом и Ахдзником, Джавахком и Корчайком – всё это города и гавары единой страны – Великой Армении. И единство это не искоренить из нашего генофонда.
И еще об одном хотелось бы сказать перед дорогой. Когда наш путь будет лежать в Западную или крайнюю Восточную Армению, мы не будем повторяться из раза в раз о том, что подавляющее большинство сел, городов или памятников, о которых мы расскажем, лежит ныне либо в руинах, либо уничтожено полностью, либо искажено до неузнаваемости.
Мы будем говорить не о сегодняшнем их состоянии – о прошлом их и о будущем, которое, хочется верить, одинаково славно. Само же путешествие начнем с самого центра нашей Армении.
Между озером Ван и плоскогорьем Бюракна – тем самым, на котором расположен Библейский рай, – в юго-западной части ашхара Туруберан Великой Армении, в бассейне среднего течения славной реки Арацани (Восточный Евфрат) и ее левого притока Мехрагет находится один из самых известных и знаменитых гаваров нашей страны – Тарон.
История Тарона берет свое начало с незапамятных времен Айка Прародителя, – история, богатая самыми разнообразными событиями, славнейшими именами, всемирно известными памятниками, история, воспетая многими поэтами и писателями.
Имя гавару, согласно свидетельству Мовсеса Хоренаци, дал внук Ноя Таравн (Тарбан).“Отец истории” пишет, что после того, как Ной доплыл до Армении и достиг суши, один из его сыновей, Сем (или Сим), направился на северо-запад.
Здесь, в долине, по которой текла река, направляющаяся в Ассирию (Арацани-Евфрат), он и остался жить.Продолговатую гору, окаймляющую эту долину, он назвал своим именем Сем – это поднимающиеся к югу от Муша знаменитые горы Симсар или Севсар. Село, им основанное, существует по сей день и называется также его именем – Семал.Это ворота Сасуна. Через Семал и соседний Шеник идет единственная дорога из Муша в Сасун.
Таравн же, или Тарбан, был младшим из сыновей Сема. Со своим многочисленным потомством (30 сыновей и 15 дочерей!) он расстался с отцом и остался жить поблизости от реки Арацани.Здесь его сыновья рассеялись по обширной равнине и основали свои села. По имени Таравна весь гавар получил название Тарон.
А на том месте, где Таравн расстался со своими многочисленными сыновьями, до сих пор стоит село Цронк – Россыпь.В Цронке были две армянские церкви и школа, открытая в 1861 г. стараниями Мхитара Вардапета.
В Цронке 24 апреля 1899 г. произошел бой между группой армянских фидаи во главе с Гургеном и турецкими регулярными войсками. В неравном бою Гурген и большая часть его отряда погибли.
Сведения, приводимые Хоренаци, подтверждает историк Олимпиодорос, он же добавляет, что вышеизложенная история была зафиксирована в рукописях, не дошедших даже до античных времен. Однако Олимпиодорос утверждает, что обо всем этом часто рассказывали “старики народа Арамян”.
Мост Сулуха был построен в 867 году на реке Арацани, на дороге Муш-Хнус, около села Сулух (сейчас на территории Турции). Мост длиной 190 метров построен на 12 арках.
27 мая 1907 года герой Армянского национально-освободительного движения Геворг Чауш, был ранен и во время неравного боя возле моста Сулуха и погиб. Геворг Чавуш похоронен в Муше.
Муш — Монастырь Сурб Карапет, монастырь был основан Григорием Просветителем в IV веке
Григор Бегларян
Продолжение следует....
https://youtu.be/gTh3pGWCA6k?si=dDO5ss8sYEso4-og
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6