Одна из наиболее распространенных причин обращения родителей к психологу - подозрения о том, что у их ребёнка есть игровая зависимость. С одной стороны эти подозрения вполне оправданы. Потому что о существовании гаджетов современный ребёнок узнаёт уже во младенческом возрасте - эти разноцветные экранчики, на которых что-то ярко мелькает, так привлекательны! А по данным различных исследований хозяином первого смартфона или планшета ребёнок становится уже в возрасте 6-7 лет. Стоит ли удивляться, когда к подростковому возрасту вы вдруг обнаруживаете, что ваше чадо сутулое, с плохим зрением, и часами не отрывается от смартфона? Иногда вообще складывается впечатление, что ребёнок полностью "переехал" из реального мира в виртуальный, и до него не докричаться.
С другой стороны, прогресс невозможно вернуть обратно. Сегодняшний подросток без телефона выглядит странно и рискует стать отверженным среди сверстников. Смартфон помогает родителям оставаться на постоянной связи с ребёнком, что даёт гарантии безопасности и контроля. И, несмотря на все опасности виртуального мира, гаджеты в целом играют положительную роль в развитии и образовании ребёнка.
Что же тогда делать? Контролировать время взаимодействия ребёнка с гаджетом или нет? Идеальный вариант, когда у ребёнка настолько развит самоконтроль, что он сам ограничивает своё время пребывания в виртуальной реальности. Но такой самоконтроль сам по себе не сформируется, сначала это всегда должен быть контроль со стороны родителей!
Как контролировать? Аккуратно, спокойно, но строго. Родители должны чётко сформулировать (в диалоге с ребёнком) "правила пользования гаджетом", и на первых порах проверять соблюдение этих правил.
В этих правилах обязательно должны быть указаны временные рамки: СКОЛЬКО и КОГДА в течение суток ребёнок может держать в руках смартфон. Для подростков рекомендуют на более 2 часов в сутки (но это может быть и меньшее/большее время; в зависимости от того, на что оно будет тратиться). И не менее важно проговорить, КОГДА можно пользоваться гаджетом - например, только после того, как сделано домашнее задание (или полчаса до "домашки", а остальное время после).
Ребёнок может "сидеть в телефоне" и больше двух часов, но чтобы не развилась зависимость от гаджета, в его жизни обязательно должен быть С.О.У.С:
С - достаточно время на СОН. Забирайте на ночь смартфон у ребёнка! Качественный сон является важнейшим условием для нормального психического и физического развития ребёнка. Не будет хорошего сна - не будет здоровья и нормальной обучаемости в школе.
О - живое (а не только виртуальное) ОБЩЕНИЕ. Важно, чтобы у ребёнка были друзья и знакомые (например, на занятиях в каком-нибудь кружке), с которыми его связывают общие интересы. Общение в интернете плохо развивает социальный интеллект и коммуникативные навыки, которые нужны в реальной жизни.
У - гаджет не должен конкурировать с основной деятельностью ребёнка - с УЧЁБОЙ. Родители должны постоянно напоминать о том, что учёба является главным приоритетом. Что "экранное время" может быть вознаграждением за хорошую учёбу, но не наоборот (сначала гаджет, а уроки "по остаточному принципу").
С - чтобы компенсировать негативное влияние гаджетов на здоровье, в жизни ребёнка обязательно должен быть СПОРТ. Не обязательно профессиональный спорт высоких достижений, а хотя бы посильная физическая активность; привлекательная для ребёнка (велосипед, скейт, паркур и т.п.).
Если в жизни вашего ребёнка достаточно СОУСа, то зависимость от гаджетов ему не грозит (и не важно, сколько времени он "сидит в телефоне"). Но если с каким-то из четырёх пунктов проблемы, и вам кажется, что это из-за телефона - это тревожный звонок...
Консультация психолога в Пскове: 8911-362-2177 . Нужна онлайн-консультация? Пишите в личном сообщении!
#психология #психологСергейКалинин #психологПсков #консультацияпсихолога #зависимость #детиигаджеты
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев