Выпускников ЛМК можно встретить на всех флотах России, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке, на Балтике, Каспии и на Чёрном море. Они успешно трудятся в отрядах судов обеспечения на командных и рядовых должностях, выполняя транспортные перевозки и буксировки кораблей и судов ВМФ, доставляют им в дальнюю морскую зону и на рейдовые стоянки различные грузы, снабжают топливом, водой и всем необходимым, выполняют замеры электромагнитных полей, обеспечивают учения, ходовые испытания новостроек и оказывают помощь тем, кто оказался в аварийной ситуации.
Ломоносовский морской колледж ВМФ создавался в нелёгких послевоенных условиях на знаменитом Ораниенбаумском пятачке, где в годы Великой Отечественной шли ожесточённые бои. Первые курсанты жили в землянках и бараках и после занятий своими руками возводили учебные корпуса и военный городок.
Легенда Балтики
Познакомиться с одним из этих первостроителей, капитаном дальнего плавания, кавалером ордена Трудового Красного Знамени, легендой Балтийского флота, ныне 91-летним ветераном вспомогательного флота ВМФ Александром Михайловичем Резниковым мне довелось в 2010 году в Балтийске. Один из первых выпускников Ломоносовской мореходки уже тогда находился на заслуженном отдыхе.
После того как в училище его мечта о дальних просторах обретала крылья, с морем он был неразлучен. В дальнейшем без отрыва от производства А. Резников получил высшее судоводительское образование, 23 года провёл на капитанском мостике, из них 17 лет – на танкере Балтийского флота «Олекма». На счету одного из лучших капитанов Балтики более десяти дальних походов и боевых служб в Атлантическом, Северном Ледовитом и Индийском океанах. Например, в 1964 году его танкер «Олекма» впервые выполнил задачу обеспечения боевой службы отряда кораблей БФ в дальней морской зоне, а в 1972-м участвовал в спасении советской подводной лодки в Атлантике. По пути к месту проведения этой операции севернее Великобритании танкер угодил в жесточайший шторм, из которого вышел победителем. Трудно представить, что тогда довелось пережить капитану и его команде! Только срезанные волной леерные ограждения и фальшборт бака, выбитые иллюминаторы и трещина на палубе полубака длиною полтора метра напоминали о небывалом разгуле стихии. Трещину расклепали свинцом, там заварили, здесь подтянули, и танкер продолжил путь к аварийной подлодке для выполнения поставленной задачи. А потом были заправки боевых кораблей, сопровождение повреждённой субмарины до Кольского залива и благополучное возвращение в родную гавань.
На мостике – до последнего вздоха!
8 октября 2018 года имя другого выпускника Ломоносовского морского училища 1950 года капитана дальнего плавания Бориса Пыхтина в торжественной обстановке появилось на борту самого могучего и современного самоходного плавкрана Балтики «СПК-49150».
Борис Семёнович, кавалер ордена «Знак Почёта» и медали «За трудовую доблесть», ушёл из жизни на вершине морского опыта 28 сентября 2003 года, находясь в море, на капитанском мостике.
В Ломоносовское мореходное училище ВМФ Борис Пыхтин поступил в 1946 году. После окончания учёбы был направлен на транспорт «Бира», где, пройдя все ступени служебного роста, в 1967-м поднялся на капитанский мостик.
В 1960-е годы вспомогательный флот ВМФ вслед за боевыми кораблями вышел на просторы Мирового океана. Одной из главных задач морского транспорта были доставка и передача материальных средств силам флота, находящимся в отдалённых уголках планеты. В 1968–1969 годах «Бира» впервые участвовала в обеспечении боевой службы Средиземноморской группировки советских кораблей и подводных лодок. За семь месяцев похода судно совершило заходы в порты Александрия, Порт-Саид, Тартус, Никосия, Стамбул, Тунис, Алжир, Гибралтар, пройдя в общей сложности 49 тысяч миль.
Практически до конца 1980-х морские сухогрузы Балтийского флота регулярно и бесперебойно обеспечивали корабли ВМФ СССР в отдалённых уголках Мирового океана. С достоинством и честью представлял флаг вспомогательного флота ВМФ в портах десятка государств мира, в том числе Анголы, Гвинеи, Эквадора, Бразилии, Турции, Швеции, Намибии, и транспорт «Бира». В общей сложности капитан Б. Пыхтин руководил экипажем 36 лет и вложил немало душевных сил в воспитание трудового коллектива на славных флотских традициях взаимопомощи и взаимовыручки, ответственности за порученное дело. За успешное выполнение поставленных задач экипаж транспорта постоянно отмечался в числе лучших по итогам года и поощрялся командованием флота.
В настоящее время самоходным плавкраном с почётным наименованием «Борис Пыхтин» руководит также выпускник Ломоносовки 1988 года Юрий Васильевич Граб, опытный, грамотный, энергичный, авторитетный. И экипаж ему под стать: отношение к работе и к матчасти здесь ответственное.
Путёвка в жизнь
Неизвестно, как сложилась бы судьба действительного члена Российского морского собрания, капитана дальнего плавания, ветерана вспомогательного флота, кавалера ордена «Знак Почёта» Вячеслава Пальгова, если бы не успешное поступление в Ломоносовское морское училище ВМФ в 1962 году. Родом он был из уральской глубинки, пятый ребёнок в бедной казачьей семье. Мореходка стала для Вячеслава счастливым билетом в новую жизнь. Поначалу дипломированный техник-судоводитель был назначен на должность 3-го помощника капитана танкера «Яхрома». В 1982-м Вячеслав Сергеевич стал капитаном танкера «Шексна», на котором проработал до 1996-го, вплоть до списания судна. Это были годы напряжённой работы по обеспечению сил флота, находящихся в дальней морской зоне. Нью-Йорк (США), Гдыня, Гданьск, Свиноуйсьце (Польша), Каламата (Греция), Мензель-Бургиба (Тунис), Джибути, Тартус (Сирия), Асэб, остров Нокра (Эфиопия), Абу-Даби (ОАЭ) – география походов поражает.
Маршруты танкеров Балтийского флота тех лет проходили по горячим точкам, районам ведения боевых действий. Только за период нахождения танкера в акватории Красного моря и Персидского залива с 1 июля 1990 года по 4 февраля 1991-го «Шексна» 22 раза подвергалась ракетно-артиллерийскому обстрелу со стороны террористов, из них девять – следуя в конвоях, 13 – во время передачи материальных ценностей на эфиопский остров Нокра архипелага Дахлак, где тогда находилась советская ремонтная база. И таких боевых служб, сопряжённых с реальной опасностью для жизни, в его биографии было не меньше десятка. Вот каких отважных моряков воспитала для ВМФ Ломоносовская мореходка!
Эстафету высокого профессионализма, мужества и стойкости на мостике морского водоналивного танкера «Вячеслав Пальгов» достойно продолжает выпускник Ломоносовки 1972 года Иван Викентьевич Гуринович. При нём танкер, несущий на борту имя прославленного капитана, – на лидирующих позициях в своей группе судов.
С гордым именем на борту
Имена славных мореходов в названиях судов обеспечения Балтийского флота напоминают нынешнему поколению моряков о тех, кому вспомогательный флот ВМФ обязан своей славой. Привычно стало видеть на глади Калининградского морского канала горделиво проходящие вдоль набережной СПК «Борис Пыхтин», МВТ «Вячеслав Пальгов», МБ «Яков Гребельский» и «Георгий Федотов», РБ «Михаил Новиков» и «Анатолий Иванов».
Тёплым майским днём 2021 года в родную гавань в составе отряда кораблей Балтийского флота после успешного выполнения задачи боевого обеспечения в дальней морской зоне вернулся экипаж морского буксира «Яков Гребельский» во главе с замечательным мореходом с почти полувековым стажем Александром Васюто. После получения диплома Ломоносовского мореходного училища он успел поработать на разных вспомогательных судах, освоил все тонкости профессионального мастерства, научился руководить подчинёнными. Экипаж А. Васюто неоднократно с высоким качеством выполнял задачи боевого обеспечения кораблей ВМФ в разных уголках Мирового океана. Александр Александрович благодарен тем, кто привил ему любовь к морю, кто преподавал судовождение, устройство судов разных типов, науку выживания в борьбе со стихией, кто научил работать по-ломоносовски, с полной отдачей и никогда не сдаваться.
Учитель – значит «идущий впереди»
Недавно в стенах Ломоносовской мореходки вспоминали одного из старейших преподавателей Сергея Ивановича Дудова. В 1941-м на Западном фронте лейтенантом он командовал миномётным взводом, в 1942-м сражался на Сталинградском фронте в составе 1-й гвардейской армии в должности заместителя командира артбатареи, был ранен, воевал на Ленинградском фронте, где и закончил войну, едва не потеряв ногу. Но и после четырёх тяжёлых ранений кавалер медалей «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» нашёл в себе силы трудиться с полной отдачей. С апреля 1947-го по февраль 1956 года он преподавал физподготовку в Ломоносовском морском училище, являясь для курсантов примером жизненной стойкости и мужества. А ещё вырастил замечательного сына, флотского офицера.
Ещё одна легенда ЛМК – преподаватель судомеханического цикла Николай Зарубин. В 1966 году он был командиром роты, а с 1982-го по 2019-й преподавал. Уволился в преклонном возрасте, проработав на благо вспомогательного флота больше 50 лет.
Под стать Николаю Владимировичу заслуженный учитель СССР преподаватель математики Маина Владимировна Матузко, которая за полвека обучила не одно поколение будущих мореходов.
После 60 лет преподавания в 2020 году вышла на заслуженный отдых прекрасная «англичанка» Галина Васильевна Бурсина.
Традиции старших поколений достойно продолжают нынешние педагоги ЛМК: преподаватели легководолазной подготовки заслуженный водолаз ВМФ капитан 2 ранга запаса Владимир Рябцев, электромеханического цикла Александр Семенгор, судомеханического цикла Елена Никольская, судоводительского цикла Евгений Филюшкин, преподаватель судоводительского цикла и навигации офицер запаса Сергей Городков, преподаватель социально-экономических дисциплин и английского языка Светлана Шептарская, бывший командир бригады надводных кораблей Каспийской военной флотилии, а ныне преподаватель судоводительского цикла офицер запаса Борис Тараев, преподаватель радиотехнического цикла Андрей Старков, преподаватель информационных технологий Галина Попель и другие замечательные предметники, воспитатели и мастера учебно-производственных мастерских. Опыту, знаниям и практике учителей ЛМК может позавидовать и высшее учебное заведение, поскольку среди них немало маститых и остепенённых высококвалифицированных специалистов.
Практика решает всё!
Выпускник Высшего военно-морского училища подводного плавания 1985 года, прослуживший немало лет на атомных ракетоносцах стратегического назначения Тихоокеанского флота, прошедший несколько автономок капитан 2 ранга запаса Валентин Николаевич Жеревчук уже много лет занимается в ЛМК организацией курсантской производственной практики, распределением будущих моряков на вспомогательные суда в основном Балтийского и Северного флотов.
Сохранили главное – методику
После периода расцвета и могущества океанского, ракетного, атомного Военно-Морского Флота СССР и Ломоносовского мореходного училища в 70–80-е годы прошлого века с 1990-х популярное у молодёжи учебное заведение вдруг оказалось на грани выживания. Но педагогическому коллективу удалось сохранить эффективную систему подготовки и воспитания флотских кадров. За время существования мореходки вспомогательный флот был пополнен тысячами квалифицированных специалистов ведущих судовых профессий, востребованность которых сохраняется и в настоящее время.
Однако, по словам заместителя директора Ломоносовского морского колледжа по воспитательной работе Валерия Коломийца, эпоха возрождения для ЛМК ещё не наступила, хотя материальная база понемногу восстанавливается. Всё впереди: колледж определённо будет развиваться, поскольку будет развиваться ВМФ России, нуждающийся в квалифицированных кадрах для вспомогательного флота. Руководство ЛМК возобновило плодотворное сотрудничество с администрацией города и муниципального округа, с отделами образования, ветеранскими, профсоюзными, общественными организациями и музеями.
География учащихся Ломоносовского морского колледжа – это вся Россия. С 1947-го по 2024 годы состоялось 77 выпусков. В лучшие времена из стен мореходки выпускалось более 600 специалистов. В настоящее время на дневном отделении проходят обучение 140 человек. Примечательно, что среди них становится всё больше отважных девушек, мечтающих о флотской карьере, которых не пугают разлуки с домом и тяготы морской работы. Будущий радиооператор Елена Манылова – из их числа. К своей мечте она шла с детства – окончила Морскую школу Санкт-Петербурга. В этом году Елена почти полгода проходила практику в Мурманске на борту «МБ-12». Северяне радушно встретили молодую радистку, ведь на буксире выпускников ЛМК ценят и относятся к ним по-отечески, памятуя о том, что из стен Ломоносовской мореходки вышли многие специалисты, которыми гордится вспомогательный флот ВМФ, как, например, один из наставников практикантов старший помощник капитана «МБ-12» Юрий Анатольевич Мишин. Все трудности долгого плавания Елена перенесла стойко, побывала на Новой Земле, насмотрелась экзотики полярных широт и привезла отличную характеристику, которая пригодится ей при трудоустройстве.
Коренной мурманчанин сменный помощник капитана «СР-120» Даниил Наумышев – выпускник ЛМК 2020 года – не без основания считает Ломоносов городом своей судьбы. Здесь он не только получил образование, но и приобрёл верных друзей и первые навыки руководителя. На младших курсах Даниил был старшиной группы, а на старших – старшиной отделения. В годы учёбы встретил свою любовь, женился. Теперь в семье Наумышевых подрастает сын. Счастливо сложилась и трудовая биография Даниила. По распределению он был направлен на судно размагничивания «СР-120». Сюда же молодой специалист, успевший хорошо себя зарекомендовать, вернулся после службы в армии: капитан сохранил ему рабочее место. Мало того, вернувшись, Даниил Наумышев пошёл на повышение – был назначен на должность помощника капитана.
Недавно в адрес Ломоносовского морского колледжа пришло благодарственное письмо от пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району – за отличную подготовку восьмерых выпускников судомеханического факультета 2023 года, которые в мичманских погонах старательно служат на пограничных катерах.
В нынешней напряжённой международной обстановке ещё 12 выпускников ЛМК в прошедшем году поступили в высшие военные учебные заведения, выбрав делом своей жизни служение Отечеству: семеро предпочли ВМА в Санкт-Петербурге, остальные – сухопутные учебные заведения в разных регионах России. Пройдёт всего несколько лет, и новоиспечённые офицеры будут охранять морские и сухопутные границы и мирное небо над нашей страной. Но куда бы ни забросила их судьба, они всегда будут с благодарностью вспоминать свою альма-матер, где им дали путёвку в самостоятельную жизнь и научили покорять моря и защищать Родину.
22 февраля 1947 в городе Ломоносов было основано Ломоносовское мореходное училище Военно-Морских Сил.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2