РОДНЫЕ МЕСТА (воспоминания Героя — полковника Черных Н.И.)
Родился 15 июня 1923 года в д. Игнатьевой Нижнеилимского района Иркутской области. В настоящее время это дно Усть-илимского водохранилища.
Я с грустью прочитал в газете «Маяк коммунизма» статью от декабря 1974 года «Уходит под воду долина», в которой было написано: «сегодня, 27 ноября Тубинский берег, устье речки Тубы скрылось под 22-метровой толщей воды.
… Нижнеилимск скрылся, там глубина 6 метров. Не осталось ни одного островка… С 15 апреля начнется новый этап заполнения водохранилища и уровень возрастет еще на три метра».
Да, хотя деревни уже нет, но нельзя забыть все, что было до меня и в период моего детства и юности. И деревня, и места, где я был, стоят сейчас перед глазами. Это мне еще раз напомнило мое посещение музея деревянного зодчества под Иркутском в июле 1985 года. Как будто это наши дома и в целом деревня.
Дома в деревне были только деревянные, рубленные, бревенчатые, одноэтажные. Ввиду сильных морозов и ветров окна делались маленькие и закрывались ставнями.
Наш дом имел две комнаты, посередине стояла русская печь, в которой пекли хлеб, готовили пищу и сушили зерно. Зимой, кроме этой печки, ставили еще и железную печь для лучшего обогрева. Топили печи дровами, которые заготавливали ранней весной в лесу и осенью или зимой, перевозили их домой на лошадях. кололи и складывали в штабель.
Когда я подрос, колоть дрова и заносить их в избу было моей обязанностью, так же как зимой убирать снег со двора.
У каждого хозяина, в том числе и у нас были придворные постройки – амбары, сарай, хлев для содержания скота. За этими постройками был огород для выращивания картофеля, капусты, моркови, огурцов. Здесь располагалось гумно (ток) для хранения и обмолотки зерна. Для сушки снопов был сделан овин. У меня еще сохранилось в памяти как молотили хлеб вручную, просевали зерно по ветру, отделяя зерно от мякины. Уже позднее стали обрабатывать зерно молотилками и веялками.
Я хорошо помню, как убирали хлеб серпами (даже от серпа есть отметина на руке).
На сенокосе сено косили косой и убирали сено простыми граблями. Всю эту работу я выполнял во время каникул.
В нашей семье до середины 30-х годов были и свои лошади, на которых проводились все сельскохозяйственные работы. От наших лошадей у меня в памяти осталось два момента.
Первый – приятный, и заключался в том, что я очень любил лошадей и ездил на них. Но ростом был еще мал и самостоятельно на лошадь садиться не мог. И вот была одна лошадь (кличку забыл), когда я к ней подходил и брал за узду, то она опускалась на передние колени, и я по шее забирался на нее. Повторялось то же самое, когда мне нужно было слезать на землю.
Второй случай был более неприятным. Однажды, я пошел к лошадям, чтобы их выпустить к реке. Среди них был жеребенок, который бегал вокруг лошадей, и чем-то я, видимо, ему не понравился, он один раз ударил меня задними ногами. Да так, что я на какое-то время потерял сознание. В целом же можно сказать, что если ты относился к лошадям хорошо, то они – эти животные, всегда отвечали тебе тем же.
Наша деревня располагалась вдоль левого берега реки и имела 20-30 дворов. Освещение было керосиновыми лампами, которые были настольные и висячие. Кстати, сейчас делают такие же лампы, только электрические. Электричество в нашей деревне появилось только после окончания войны. Радиофицировали деревню в конце 30-х годов. В начале радиоточка была установлена в клубе, а затем провели по домам. Помню, что репродуктор был круглым и черным.
В комнатах взрослые спали на кровати, а дети на полу. Перед домом, ближе к реке была нас баня, которая топилась по-черному. Мылись по очереди, еженедельно. Когда я бывал в бане с дедом, то он заставлял парить его веником, температура была очень высокой. Затем зимой дед с полки выскакивал в снег, несмотря на сильный мороз, обтирался снегом и затем опять в баню. Так повторялось несколько раз.
Кино в деревне показывали с помощью передвижки, где я принимал самое активное участие. Автомобилей в колхозе не было и только в конце 30-х годов появилась одна грузовая машина ГАЗ-АА и колесный трактор.
В 1931 году я пошел в школу, которая располагалась в деревне (четырёхлетняя). Верно была попытка пойти в школу на год раньше, в Нижнеилимск, но меня не приняли, сказали, что еще мал.
Я сильно расстроился и со слезами вернулся домой, было обидно, что ребят приняли учиться, а меня нет.
Эта школа была небольшой и поэтому в одной комнате сразу находилось два класса с одним учителем, например, второй и четвертый. В этой школе меня приняли в пионеры, и сейчас я помню, как мы давали клятву и затем повязывали галстуки. Но и здесь мне не повезло – для меня не хватило галстука. И только выдали галстук через некоторое время.
В период учебы в начальной школе мы занимались не только в классе, но и помогали колхозу в уборке картофеля, сбору колосьев и т.д. Кроме того, в школе был свой пришкольный участок по выращиванию овощей. Для школьников было одноразовое горячее питание.
Окончил я 4 класс неплохо и помню, что был поощрен – деревянным лекалом.
В 1935 году поступил в 5-й класс Нижнеилимской средней школы. Ежедневно мы ходили в школу, несмотря на сильные морозы или, когда весной сильно разливалась вода и обходить приходилось дальше. С 5 по 10 класс я занимался во вторую смену.
В 5 классе мы стали изучать, наряду с другими предметами, немецкий язык, но изучали недолго, тк преподавателя немецкого языка арестовали как врага народа. На этом изучение немецкого языка для нас окончилось. Это сказалось при поступлении в Академию. Но об этом я расскажу позже.
В 1937 году я был принят в комсомол. Сейчас помню этот день – было общее комсомольское собрание школы, зачитали моё заявление.
Рассказал автобиографию и ответил на вопросы. Затем утвердили в райкоме комсомола. Комсомольский билет я получил, когда был на сенокосе, на речке Яра. Выполнял отдельные комсомольские поручения. Был пионервожатым в одном из младших классов.
В школе работали различные кружки — литературный, математический, военный, фотографии и другие. И тогда я увлёкся военным делом и фотографией. В фотокружке были большие трудности с материалами. Привозили их из Иркутска. И тем не менее азы фотографии я усвоил.
Во время учебы мы брали пример с челюскинцев, с Чкалова, чтобы преодолевать трудности. Добросовестно относился к изучению военного дела, хорошо знал материальную часть оружия, мог свободно и быстро собрать и разобрать винтовку, ручной и станковый пулемет. Хорошо знал гранаты.
#геройсоветскогосоюза #музейянгеля #железногорскилимский #черныхниколайиннокентьевич
Нет комментариев