Внутри последней выделяется несколько подгрупп (дарительница, советчица, вынужденная помощница).
Противница героя. Основное действие Яги как противницы героя связано с его похищением. Она уносит мальчика в лес и пытается его изжарить:
Захотелось Егабовой Ольшанкова мяска [Никифоров—85].
При обращении к ритуальной практике действия Яги оказываются сходными с поведением исполнителя похоронных и инициальных обрядов. Но реальность сказки иная, нежели «идеальное задание», отражающее ритуальную действительность. В сказке жертвой выступает не герой, а сама Баба-Яга, т.е. функции жертвователя и жертвы в ней меняются. Хотя В.Я. Пропп считал, что попытка изжарить героя связана с представлениями о мнимой смерти, осуществляемой в процессе иницииации, по-видимому, мы всё же имеем дело с рудиментами самого похоронного обряда, моделируемого при инициации. В.Н. Топоров39 достаточно убедительно доказал, что в данном типе сказок сохранились следы обряда трупосожжения. Тем не менее им не исключалась возможность отражения в ней и иных типов похоронного ритуала.
Помощница. Яга как помощница героя может быть советчицей и дарительницей. В роли последней она чаще всего выступает в «женских» сказках, где помогает героине с помощью волшебных предметов вернуть мужа (например, СУС-432). По отношению к герою функция дарительницы для Яги заключается в том, что она дарит ему чудесного коня (у него шесть ног; крылья; он умеет разговаривать) или птицу.
Советчица. И всё же в «мужских» сказках Яга чаще предстает как советчица, указывающая путь и инструктирующая героя, как вести себя в «ином» мире:
...Не тужи, Иван-царевич! Будет и на твоей улице праздник, только слушайся меня, старухи. Спрячься вон за тот куст и притаись тихохонько. Прилетят сюда двенадцать птиц — красных девиц, а вслед за ним тринадцатая; станут они в озере купаться, а ты тем временем унеси у последней сорочку... [Афанасьев—222].
Для того чтобы указать герою дорогу, Баба-Яга может прибегнуть к помощи животных, хозяйкой которых она является:
Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом, и вокруг побежали разные звери, полетели разные птицы [Афанасьев—212].
В большинстве мифологических систем мира хозяин или хозяйка животных связаны с представлениями о плодородии и смерти.
Причины помощи Яги герою связаны с тем, что он является ее родственником: либо сыном сестры, либо мужем дочери или племянницы. Он может быть потенциальным мужем племянницы Яги, как например, в сказке типа «Чудесное бегство» (СУС—313). Подобные причины помощи герою указывают на связь Бабы-Яги с культом предков (причем помощь исходит от предков по женской линии).
Дарительница. Особо надо рассмотреть роль Яги-помощницы по отношению к героине. В данных типах сюжета Яга практически всегда является помощницей. Для характеристики отношений героини с Ягой важным является умение девушки обращаться с данным персонажем.
Во-первых, попадая к Яге, героиня знает нужные слова, чтобы повернуть избушку, что указывает на определенные магические знания падчерицы40. Если герой сказки знает эти слова, будучи родственником Яги, то героиня крайне редко по вариантам состоит с Ягой в кровном родстве. Видимо, девушка, способная дойти до избушки, априори обладает магическими знаниями. Иногда героине помогают родственницы или случайные встречные, но и они никогда не говорят ей, как повернуть избушку Яги.
Девушка выполняет все поручения и в награду берет, если ей предлагают, самый маленький подарок, чем вызывает к себе благосклонность Яги. Это указывает, с нашей точки зрения, на то, что Баба-Яга в данном типе сюжетов является предком рода падчерицы, поскольку дочь мачехи не знает способов общения с Ягой. Хотя нельзя не отметить, что если родство героини и Яги в сказке практически не встречается, то родство мачехи и Яги является довольно устойчивым мотивом, что выглядит достаточно странно, так как своим родственникам она как раз и не помогает.
Посещение Яги безусловно является испытанием героини, которое должно изменить ее социальный статус. На это указывает последующая свадьба падчерицы, что и дает нам основания рассматривать пребывание в избушке как фиксацию сказкой элементов обряда женской инициации."
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев