«Двенадцать месяцев»— советский двухсерийный цветной телевизионный фильм-сказка, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1972 году режиссёром Анатолием Граником по одноимённой пьесе Самуила Маршака.
Капризная и высокомерная королева приказала принести ей подснежники в декабре. Тот, кто выполнит её приказ, будет озолочён. Мачеха с дочкой, решившие разбогатеть, а заодно избавиться от падчерицы, выгоняют её в мороз искать подснежники. Девушка долго бродит по лесу в суровую вьюгу и вдруг видит огонёк. У огня сидят все 12 месяцев, которым она рассказывает своё горе. И тогда Апрель уговаривает остальных помочь ей.
Телефильм-сказка по одноименной пьесе С. Я. Маршака.
Снежной холодной зимой, под вечер, в канун Нового года, когда люди сидят в домах, прислушиваясь к треску поленьев в печи, злая мачеха отправила свою падчерицу в лес за подснежниками..
Фильм снят по заказу Государственного Комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.
Немеркнующая жемчужина праздничного зимнего эфира.
Замечательная, навсегда любимая новогодняя картина, в которой море теплоты, добра и искренности.
В ролях
Лиана Жвания — Королева
Николай Волков-старший — Профессор
Ольга Викландт — Мачеха
Марина Мальцева — Дочка
Наталья Попова — Падчерица
Татьяна Пельтцер — Гофмейстерина
Константин Адашевский — Начальник королевской стражи
Александр Соколов — Канцлер
Алексей Кожевников — Западный посол
Лев Лемке — Восточный посол
Георгий Тейх — Королевский прокурор
Леонид Куравлёв — Старый солдат
Аркадий Трусов — Декабрь (в титрах как «Л. Трусов»)
Борис Рыжухин — Январь
Александр Афанасьев — Февраль
Андрей Босов — Апрель (в титрах как «Л. Босов»)
В эпизодах
Александр Гаврилов — Март
Босов, Андрей Петрович — Апрель
Виктор Перевалов — Май
Виктор Семёновский — Июнь
Сергей Дворецкий — Июль
Валентин Жиляев — Август
Анатолий Степанов — Сентябрь
Лев Усачёв — Месяц
Николай Кузьмин — Ноябрь
Владимир Костин
Николай Полищук — 2-й солдат (в титрах как «Н. Полещук»)
Гелий Сысоев — 1-й глашатай
Константин Григорьев — 2-й глашатай
Олег Летников
М. Розенблюм — садовник
Съёмочная группа
Сценарий и постановка — Анатолия Граника. По одноименной сказке — Самуила Маршака
Главный оператор — Ростислав Давыдов
Главный художник — Михаил Щеглов
Композитор — Надежда Симонян
Звукооператор — Наталья Левитина
Режиссёры — Я. Нахамчук, Н. Окунцова
Оператор — Алексей Гамбарян
Монтажёр — И. Новожилова
Балетмейстер — Борис Эйфман
Редактор — Валерий Босенко
Художник по костюмам — Татьяна Милеант
Художник-гримёр — Е. Кудрявцева
Художник-декоратор — Ю. Калинин
Комбинированные съёмки:
Оператор — М. Покровский
Художник — Мария Кандат
Ассистенты — С. Дворцов (оператора), А. Торговкин (оператора), А. Шевченко
Директор картины — М. Рябкова
Эстрадный оркестр Ленинградского радио, дирижёр — Александр Владимирцов (нет в титрах)
В 1990-е годы фильм выпущен на видеокассетах студией «48 часов», перевыпущен в 2000 году студией «Ленфильм Видео», ООО «Мастер Тэйп», в 2002 году — фирмой «Твик Лирек».
В 2000-е годы фильм отреставрирован и выпущен на DVD-дисках киновидеообъединением «Крупный план».
50 лет назад, в Новый 1973 год состоялась премьера киносказки «Двенадцать месяцев», которая с тех пор стала неизменным атрибутом зимних праздников. На ней выросло не одно поколение детей, и даже взрослые с удовольствием смотрят этот фильм, ведь он дарит надежду на то, что чудеса обязательно случаются, если в них верить. Актрисы, сыгравшие главные роли, с тех пор ассоциируются только со своими героинями. Для одной их них волшебная атмосфера сказки действительно подарила ощущение чуда, ведь на съемках она повстречала свою любовь…
Сценарий фильма был создан по мотивам одноименной пьесы Самуила Маршака. По сути, это была еще одна вариация истории Золушки – одного из самых популярных сказочных сюжетов о падчерице и злой мачехе. К тому же действие происходило под Новый год, а этот праздник у наших соотечественников всегда был самым любимым. Поэтому успех у зрителей в какой-то степени был предопределен изначально. То, что интерес к фильму не угас до сих пор, исполнительница роли королевы Лиана Жвания видит в главной идее сказки: «Зиму в человеческих отношениях побеждает тепло доброты».
В главных ролях режиссер Анатолий Граник решил снять никому не известных дебютанток, и этот выбор оказался верным – юные актрисы очаровали миллионы зрителей. Роль капризной королевы исполнила Лиана Жвания, которая на тот момент только заканчивала театральный институт и еще ни разу не снималась в кино. Годы спустя актриса вспоминала о своих первых пробах: «Входим вместе с незнакомцем в кабинет. «Садитесь, режиссер сейчас подойдет. Почитайте пока сценарий». Сердце ушло в пятки. «Вслух читайте, пожалуйста». – «А за кого читать?» Мужчина улыбнулся: «За всех». Мне показалось это странным. Ну, думаю, за всех так за всех. Казалось, прошла целая вечность, а я все читала: за мачеху, за братьев-месяцев, за злую сестру, за королеву... Человек закурил. Я, поперхнувшись, осторожно спросила: «Дальше читать?» – «Нет. Достаточно. Можете идти». – «Куда?» – бодро спросила я, предвкушая встречу с режиссером. «Домой». Пауза... Человек ласково улыбался: «Сценарий возьмите с собой и учите роль Королевы. У вас хорошая актерская школа, будем работать. Моя фамилия Граник». Потом добавил: «Отрастите волосы подлиннее. У Королевы будут косички».
Работа над ролью была очень серьезной, режиссер не хотел создавать схематичный образ, поэтому обсуждал с начинающей актрисой каждую деталь: королева – совсем юная, она сирота, ее окружают при дворе лживые и лицемерные люди, единственный человек, к которому она привязана, – это старый профессор, но он утомляет ее своими нравоучениями. Все это и объясняет капризный характер королевы. Лиана Жвания беспрекословно следовала всем режиссерским требованиям, разучивала танцевальные па с балетмейстером, вплетала в косички тяжелые медные проволоки. Но результат того стоил – созданный ею образ действительно получился очень колоритным, живым и настоящим! Сын писателя Маршака говорил, что Лиана создала такой образ королевы, о котором мечтал его отец. По признанию Лианы, на съемках фильма он в нее влюбился, посвящал ей стихи и писал письма.
По словам Лианы, этот фильм мог бы оказаться на полке – в безобидной детской киносказке чиновники усмотрели большое количество нежелательных политических параллелей и намеков. Но «Двенадцать месяцев» все же вышли на экраны благодаря вмешательству сыну Самуила Маршака Иммануэлю, который был консультантом во время съемок и следил за ходом всего съемочного процесса. Он смог спасти судьбу картины.
После своей дебютной роли Лиана Жвания снималась очень мало, в основном в телеспектаклях, и для зрителей навсегда осталась королевой из «Двенадцати месяцев». Актриса рассказывала: «Зрители фильма в своих письмах часто спрашивали меня, почему я так редко снималась в кино. Главная причина в том, что приоритетным для меня всегда было служение петербургскому ТЮЗу им. А. А. Брянцева, первому в стране детскому театру. За 47 лет работы на любимой сцене я сыграла более 60 ролей. Только в театре можно ощутить живость и непосредственность зрительского отклика».
Актрисой одной роли нередко называли и Наталью Попову, сыгравшую в фильме роль падчерицы. Вместе с Лианой они учились на одном курсе ЛГИТМиКа и стали подругами, хотя были совсем разными по характеру и темпераменту – Лиана была бойкой, активной, авантюрной, а Наталья – сентиментальной, спокойной, мечтательной. В фильме им достались героини, полностью соответствовавшие девушкам по типу темперамента. Их обеих заметили на сдаче дипломного спектакля в институте и пригласили на пробы, и для них обеих эти роли стали звездными и самыми яркими в кинокарьере.
Для Натальи Поповой эта роль тоже стала дебютом в кино. И хотя после премьеры фильма на нее обрушилась невероятная популярность, успеху в кинокарьере это не способствовало – в 1970-1980-х гг. ей доставались только роли в телеспектаклях и эпизоды в фильмах. Однако съемки в сказке «Двенадцать месяцев» стали для нее знаковыми не только в профессиональной, но и в личной жизни. Волшебная атмосфера царила и на съемочной площадке, и за ее пределами: у Натальи Поповой и актера Андрея Босова, сыгравшего роль месяца Апреля, вспыхнули романтические чувства. Вскоре после съемок они поженились и остаются вместе уже более 40 лет.
Кинокарьеру Натальи Поповой нельзя было назвать очень успешной, но в остальном ее жизнь сложилась очень счастливо. В течение продолжительного времени актриса вместе с мужем и сыном проживала в США, затем Андрей Босов и Наталья Попова вернулись в Россию, а сын со своей семьей остался за границей. С 1999 г. актриса занялась преподавательской деятельностью, стала доцентом кафедры режиссуры и мастерства актера Университета культуры и искусств в Санкт-Петербурге. Помимо этого, она пишет пьесы и занимается переводами.
Эта история до сих пор никого не оставляет равнодушным. М. Алигер о пьесе Маршака писала: «Эта сказка вселяет в душу радость и веселье, заставляет снова и снова, как в детстве, поверить в то, что чудеса обязательно случаются в жизни, что, только пожелай, только будь хорошим, чистым, честным, зацветут для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив…».
Многие даже не подозревают о том, в какое страшное время у Самуила Маршака родилось это произведение: Несказочная история сказки «Двенадцать месяцев». https://kulturologia.ru/blogs/281216/32810/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев