4 августа – День железнодорожника
Трудовая деятельность Почетного железнодорожника Людмилы Лаптевой началась и закончилась на станции Набережная. Вместе с супругом Виталием Архиповичем отдали по 40 лет тяжелой, но интересной и насыщенной событиями работе на железной дороге.
Накануне праздника Людмила Михайловна вспоминает то время и их дружный коллектив.
«Яркую страницу в летопись грозных военных лет вписала Юго-Восточная железная дорога.
Ее работники делали все возможное для выполнения государственной задачи чрезвычайной важности. Они работали, не зная ни сна, ни отдыха, не щадя себя ради Победы над врагом.
Многие удостоились государственных наград. Великий полководец Георгий Жуков высоко оценил труд железнодорожников во время войны. Неоценимый вклад в разгром фашизма внесла именно Юго-Восточная магистраль, под разрывом снарядов, бомб авианалетов снабжая Сталинградский и Воронежский фронты боевой техникой и личным составом. Никто и никогда не сможет умалить величие Победы, исказить историческую правду о священной войне и ее подлинных героях.
Но сколько бы времени ни прошло, наш народ всегда будет помнить бессмертный подвиг, героизм, мужество и отвагу людей, освободивших мир от фашизма. Наш святой долг – достойно продолжать традиции предков, умножать богатство родной земли, беречь память о подвиге своего народа в добрых делах, направленных на благополучие и процветание.
В нашей стране нет семьи, которую бы война обошла стороной. Коснулась она и нашей семьи, погибли дед по отцовской линии и совсем юный мамин брат. Мы жили тогда в Харькове. Нас эвакуировали, так что вживую фашистов не видела, Слава Богу, но много слышала о их жестокости и бесчинстве. Страха перенесла много, особенно когда бомбили, когда видела убитых, раненых, когда повсюду стоял плач. Счастливым мое детство не было. Кругом разруха, голод, холод. Я до сих пор не могу смотреть фильмы о войне.
С мужем Виталием Архиповичем Лаптевым идем по жизни 66 лет вместе, рука об руку. Сорок из них отдали любимой работе.
Оба окончили железнодорожное училище в Ельце, я училась на дежурного по станции, он на помощника машиниста. Меня направили в Набережное, его в локомотивное депо на станцию Касторная –Новая.
Через два года по семейным обстоятельствам его тоже перевели в Набережное сначала вагонником, затем составителем поездов, дежурным по станции, старшим приемосдатчиком. Станция Набережная сыграла большую роль в развитии Воловского района. Она была небольшая, но через нее шли все грузы для наших колхозов и совхозов. С каждого приезжали рабочие и самостоятельно разгружали вагоны. Станция гудела как пчелиный рой.
Здесь работали и участники Великой Отечественной — Иван Иванович Чижиков, Александр Иванович Коротков. Сперва наше Елецкое отделение относилось к Московско-Курско-Донбасской железной дороге, а в 1959 году станции, входящие в состав отделения, были переданы Юго-Восточной железной дороге.
Я горжусь, что нам с мужем довелось работать на Юго-Восточной магистрали, которая сейчас является одной из лучших. Коллектив станции был небольшой, но дружный. Вспоминаю Екатерину Ильиничну Гожину, Любовь Ивановну Морозову, Василия Еманова, Анатолия Михайловича Щеглова, Леонида Степановича Полинкина, Петра Михайловича Фатулева, Ефросинью Егоровну Пяткову, Марию Андреевну Семенкову, Светлану Яковлевну Селищеву, Валентину Евстратьевну Полинкину, Валерия Алексеевича Гожина, Галину Федоровну Варепо, Клавдию Ивановну Гожину, Виктора Ивановича Щеглова, Николая Смелякова. Василия Егоровича Ермакова, Надежду Егоровну Бачурину, Светлану Михайловну Кузьмину, Леонида Петровича Макашина, Николая Ивановича Шепелева, Валентину Александровну Шепелеву. Всех не перечислишь, кого-то уже нет в живых…
Работали с полной отдачей, старались, а иначе и нельзя, от нас зависели безопасность движения поездов, перевозка людей и грузов. Умели мы и отдыхать, были «Огоньки», коллективные поездки в Воронежский цирк, отмечали праздники, особенно свой — День железнодорожника. За годы произошло много изменений. Начинали мы при керосиновых лампах, со временем станцию электрифицировали, на смену паровозам и тепловозам пришли электровозы. Помню, в 1980 году на станции построили современный пост электрической централизации с красивым удобным пультом. Управление движением поездов было в руках одного человека — дежурного по станции, который нажатием кнопки открывал светофоры, переводил стрелки.
А в сети железных дорог вообще произошли грандиозные изменения, обновился подвижной состав, путевое хозяйство, связь. По железным дорогам начали курсировать фирменные скоростные поезда, каких мы раньше даже в глаза не видели.
Хочу поздравить железнодорожников в нашей станции, особенно тех, с которыми трудилась долгие годы, и тех, которые сейчас работают, с профессиональным праздником. Желаю счастья, крепкого здоровья, успехов, мирного неба.
Людмила Лаптева,
ветеран труда, почетный железнодорожник.