К 1925 году экспозиционный комплекс Сергиевского историко-художественного и бытового музея насчитывал около полусотни залов. Половина экспозиций знакомила посетителей с коллекциями Троице-Сергиевой лавры: древнерусским шитьём и тканями, произведениями прикладного искусства, книжными миниатюрами, иконами. Вторую часть составляли исторические интерьеры — обстановка Митрополичьих покоев и Царских Чертогов, филиалы музея в Спасо-Вифанском и Гефсиманском монастырях.
Одной из первых в истории музея стала экспозиция ризницы Троице-Сергиевой лавры — крупнейшего в России хранилища церковных древностей. 23 февраля 1919 года экскурсию по ней провел учёный секретарь Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры Павел Александрович Флоренский для группы учителей Сергиева Посада.
Открытие в залах ризницы научно организованной экспозиции, именуемой Древлехранилище, состоялось в конце 1922 года. Богатством и разнообразием собранных раритетов она поражала воображение современников. Наиболее полно в 1920-е годы было представлено собрание древнерусского лицевого шитья и тканей. В залах Древлехранилища и выставки «Искусство XIV–XV веков» можно было видеть наиболее древние памятники XV–XVII веков, в Митрополичьих покоях — шитьё и ткани XVIII века.
В конце 1924 года в просторном светлом зале бывшей иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры открылась выставка «Шитьё и ткани XIX века». В 1920 году в Митрополичьих покоях Троице-Сергиевой лавры была создана экспозиция «Быт высшего духовенства XVIII века». На протяжении трёх десятилетий Митрополичьи покои сохранялись как историко-бытовой ансамбль, единственный в своëм роде музей быта духовенства в его парадном представительном выражении и повседневном обиходе. Нашла своё место бытовая тематика в реконструкции монастырской келарни и кельи рядового монаха.
Составной частью Сергиевского историко-художественного и бытового музея являлись филиалы — покои митрополита Платона (Левшина) в Спасо-Вифанском монастыре и покои митрополита Филарета (Дроздова) в Успенском Гефсиманском скиту. Мемориальные комнаты троицких настоятелей в Вифании и Гефсимании на протяжении десятилетий бережно сохранялись самой Лаврой, будучи открытыми для интересующейся публики. В 1920-е годы музей продолжил традицию, преобразовав настоятельские покои в общедоступные экспозиции.
Об архитектурных достоинствах ансамбля Лавры рассказывал Архитектурный отдел, собравший различный иконографический материал — от живописных и фотографических изображений монастыря до деревянной игрушки-модели Троице-Сергиевой лавры работы сергиевских кустарей.
Новое слово в музейной практике сказала организация «Показательной живописной мастерской», знакомившей с процессом создания иконы. Об экспозициях, созданных в 1920-е годы, мы можем судить, в основном опираясь на сохранившиеся музейные описи, реже — на опубликованные каталоги и путеводители.
Таким редким исключением стала выставка «Искусство XIV–XV веков», представившая наиболее древние памятники из сокровищницы Троице-Сергиевой лавры, которая сопровождалась первым в истории музея печатным каталогом. Развёрнутое представление об экспозиционном разнообразии, созданном к середине 1920-х годов, давал путеводитель «Сергиевский историко-художественный музей б. Троицкая лавра», изданный в 1925 году.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев