************************
#Герой_Советского_Союза Мустафин Михаил Андреевич
Командир звена 165-го гвардейского штурмового Станиславского Краснознаменного авиационного полка (10-я гвардейская штурмовая Воронежско-Киевская Краснознаменная орденов Суворова 2-й степени и Кутузова 2-й степени авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.
Родился 15 ноября 1916 года в городе Вольск Саратовской области. Татарин.
Окончил 8 классов средней школы № 1 города Вольска, школу фабрично-заводского обучения и аэроклуб. Работал слесарем на Вольском цементном заводе «Комсомолец». В 1937 году добровольно поступил в Энгельсское военное авиационное училище, окончил его накануне войны.
На фронтах в Великую Отечественную войну с декабря 1942 года. Воевал в составе 61-го штурмового Краснознаменного авиационного полка, который Приказом НКО СССР № 018 от 5 февраля 1944 года был преобразован в 165-й гвардейский штурмовой Станиславский Краснознаменный авиационный полк (10-я гвардейская штурмовая Воронежско-Киевская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт). Сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Воронежском, 1-м, 2-м и 3-м Украинских фронтах. Принимал участие в боях под Воронежем, Курской битве, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии и Югославии.
Первый боевой вылет произвел 5 июля 1943 года на Белгородском участке Воронежского фронта. Вылетев в группе 18 самолетов на уничтожение наступающих колонн танков и живой силы противника, были атакованы 12 истребителями. В этом бою младший лейтенант М.А.Мустафин уничтожил 2 автомашины и подавил одну зенитную точку и не получив не одного повреждения вернулся на свой аэродром.
6 июля 1943 года при выполнении боевого задания, возвращаясь после бомбардировки танков противника в районе Бутово, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, снизился до бреющего полета и продолжал прицельным огнем своих пушек и пулеметов штурмовать войска противника. Уничтожил 2 танка, 3 автомашины и до 40 солдат и офицеров врага.
9 июля 1943 года при подходе к цели в районе Рождественка двигатель самолета младшего лейтенанта М.А.Мустафина был поврежден зенитным огнем противника. С риском для жизни повел самолет на цель и, сделав две атаки, уничтожил один танк и 4 автомашины и один бензозаправщик. При выходе из цели был атакован двумя Мессершмитт Bf.109, но умело маневрируя и отражая атаки огнем своих пушек и пулеметов спас жизнь экипажа и самолет.
Совершил 8 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2. Уничтожил до 5 танков, 9 автомашин с войсками и грузами, один бензозаправщик, подавил 2 зенитные батареи, рассеял и частью уничтожил до 85 солдат и офицеров противника. За успешное производство 25 боевых вылетов был награжден орденом Отечественной Войны 1-й степени (1943).
9 августа 1943 года при выполнении боевого задания по уничтожению живой силы и техники противника в районе Тростянец группа Ил-2 встретилась с группой из 5 Юнкерс Ju 88 и 4 Фокке-Вульф Fw 190. Врезавшись в строй бомбардировщиков, штурмовики разогнали их, не дав им возможности бомбить наши войска. Прицельным огнем с первой очереди лейтенант М.А.Мустафин сбил один Фокке-Вульф Fw 190, остальные истребители врага покинули поле боя.
12 августа 1943 года участвовал в разгроме переправы противника через реку западнее населенного пункта Ахтырка. При заходе на цель группа Ил-2 встретила сильный огонь зенитной артиллерии и подверглась атакам истребителей. Приняв воздушный бой, штурмовики разогнали истребителей, а переправу разрушили.
За успешное производство 42 боевых вылетов 27 августа 1943 года был награжден орденом Красного Знамени.
4 сентября 1943 года в составе 18 Ил-2 участвовал в уничтожении живой силы и техники противника в районе Гадяч. При заходе на цель самолет старшего лейтенанта А.М.Мустафина был подбит прямым попаданием снаряда зенитной артиллерии. Несмотря на угрозу вынужденной посадки на территории врага отлично выполнил поставленную задачу, сумел перетянуть линию фронта и посадить самолет на свой аэродром.
9 октября 1943 года, ведя группу 6 Ил-2 на разрушение укрепленных позиций противника в районе Колесище на правом берегу реки Днепр, избежав зенитного обстрела, старший лейтенант А.М.Мустафин умелым маневром вышел к цели и отлично поразил ее. Группа штурмовиков уничтожила один танк, 4 автомашины, подавила 2 зенитные точки, уничтожила и рассеяла до 80 гитлеровцев. Вся группа без потерь вернулась на свой аэродром.
21 октября 1943 года, штурмуя вражеские войска в районе Медведовка-Липовый Рог в составе шестерки Ил-2, старший лейтенант А.М.Мустафин поджег цистерны с горючим и создал 11 очагов пожаров.
5 ноября1943 года, уже в боях за Киев, старший лейтенант А.М. Мустафин в группе 12 Ил-2 штурмует отступающие войска противника по Житомирскому шоссе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за 98 штурмовых ударов по врагу и проявленные при этом доблесть и мужество старшему лейтенанту Мустафину Михаилу Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 21164) и медали «Золотая Звезда» (№ 3498).
После войны продолжал службу в ВВС. С 1958 года - в запасе.
Жил и работал в городе Вольск Саратовской области.
Скончался 9 апреля 1987 года. Похоронен на Мусульманском кладбище в Вольске.
Капитан. Награждён орденом Ленина (26.10.1944), двумя орденами Красного Знамени (1943, 1957), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (1943, 1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (1943), орденом Красной Звезды (1952), медалями.
Незадолго до кончины у Героя Советского Союза Михаила Андреевича Мустафина были похищены все боевые награды, включая медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина.
Биографию дополнил С. Кащеев
Под Белгородом 5 июля 1943 года Михаил Мустафин сделал свой первый боевой вылет в составе группы из 18 самолетов Ил-2. Летчикам предстояло нанести удар по группировке противника, перешедшей в наступление в сторону Курска. При подходе к цели штурмовики были встречены двенадцатью истребителями противника. Наши летчики вели воздушный бой и одновременно штурмовали пехоту и танки врага. Мустафин в этом бою уничтожил две автомашины и зенитное орудие.
Последующие дни Курской битвы были особенно напряженными. Летчики делали ежедневно по три-четыре боевых вылета. Мустафин в этих боях получил хорошую закалку. С каждым днем росло его воинское мастерство, накапливался опыт, столь необходимый в борьбе с сильным и коварным противником. Не раз летчик попадал в трудные обстоятельства, но воля, настойчивость и отличная техника пилотирования помогали ему одерживать победы.
9 июля 1943 года в районе Рождественки группа штурмовиков попала под сильный огонь зенитной артиллерии противника. Мотор машины Мустафина был поврежден осколком снаряда и работал с перебоями. Советский летчик с исключительным мужеством повел самолет на штурмовку войск противника и точными бомбо-штурмовыми ударами уничтожил один танк и четыре автомашины. При уходе от цели штурмовик Мустафина был атакован двумя "мессерами". Однако летчик отразил все атаки вражеских истребителей и благополучно привел поврежденную машину на свой аэродром.
Через несколько месяцев Мустафин уже сам водил в бой группы штурмовиков. 15 июля 1944 года шестерка "ильюшиных" под его командованием произвела три боевых вылета. Каждый раз летчики штурмовали противника с бреющего полета, делая по два-три захода нацель. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и низкую облачность, отважные летчики уничтожили в этот день 7 танков, 3 батареи зенитной артиллерии и более 60 гитлеровских солдат и офицеров.
Особенно памятным для Мустафина был боевой вылет 22 июля 1944 года. В этот день он водил свои грозные боевые машины для нанесения удара по окруженной под Бродами группировке противника. Во время полета к цели разыгралась сильная гроза. Несмотря на опасность и плохую видимость, летчики продолжали полет. Мустафин проявил стойкость и хладнокровие. Он повел самолеты на бреющем полете под ливнем огня. Задание командования было выполнено отлично. В результате точных ударов группа Мустафина уничтожила 15 автомашин и более 150 гитлеровских солдат и офицеров, подавила огонь двух зенитных точек противника. Все наши самолеты вернулись на свой аэродром. В каждом из них, в том числе и машине Мустафина, было по 50 - 60 пулевых пробоин.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1