Родился 7 ноября 1920 года в деревне Следюки ныне Быховского района Могилёвской области в семье крестьянина. Белорус. Окончил 3 курса Минского политехникума. В Красной армии с 1937 года. В 1939 году окончил военное авиационно-техническое училище в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). В 1939 – 1940 годах участвовал в советско-финляндской войне в качестве авиационного техника по вооружению самолётов. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов и был направлен в Ленинградский военный округ, в 193-й истребительный авиационный полк, входивший в 7-й истребительный авиационный корпус ПВО Ленинграда.
Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с 22 июня 1941 года в Ленинградском военном округе, с 24 июня 1941 года – на Северном, с 23 августа 1941 года – Ленинградском фронте. Воевал с июня по октябрь 1941 года в 193-м истребительном авиационном полку, с октября по ноябрь 1941 года – в 194-м истребительном авиационном полку, с ноября 1941 года – в 26-м истребительном авиационном полку.
Сражался на истребителе И-16. Одним из первых в полку освоил технику пилотирования и тактику ночных полётов. В воздушном бою был ранен.
К июню 1942 года совершил 197 боевых вылетов, в 23 воздушных боях лично сбил 11 и в составе группы 1 самолёт противника.
26 сентября 1942 года при выполнении боевого задания в районе посёлка Дубровка Всеволожского района Ленинградской области старший лейтенант Д.Е.Оскаленко был сбит. Покинул горящий самолёт на высоте, недостаточной для раскрытия парашюта. Похоронен в братской могиле в посёлке Дубровка.
К моменту гибели с начала боевой деятельности Д.Е.Оскаленко сбил не менее 14 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за образцовое выполнение заданий командования, мужество и героизм, проявленные в воздушных боях и сбитые 11 самолётов лично и 1 в группе, старшему лейтенанту Оскаленко Дмитрию Ефимовичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Из наградного листа
В боях за Родину, за город Ленинград тов. Оскаленко действует смело и решительно, в каждом воздушном бою победа всегда была за ним.
С 22.06.1941 по 3.06.1942 года им произведено 197 боевых вылетов (185 – днём, 12 – ночью) с налётом 186 часов 10 минут. Из них: на прикрытие пунктов 141, штурмовок наземных войск, танковых и автоколонн, передовых позиций, артбатарей противника 39 днём, 9 ночью. Провёл успешно 8 штурмовок вражеских аэродромов.
25.08.1941 участвовал в штурмовом налёте на аэродром Спасская Полисть, где нашими истребителями было уничтожено 48 фашистских бомбардировщиков. При попытке немецких истребителей взлететь Оскаленко сбил на взлёте 1 истребитель Ме-109. Во время этой штурмовки подошедшим подкреплением фашистов Оскаленко был зажат тремя Ме-109 и двумя Ю-88, вёл бой на протяжении 20 минут один против пяти, в результате боя 1 Ю-88 был подбит, остальные вышли из боя. На подбитой машине Оскаленко благополучно произвёл посадку на свой аэродром.
5.10.1941 года Оскаленко провёл штурмовку аэродрома Красногвардейск, внезапной атакой зажёг 4 самолёта противника. После этого, обнаружив подошедший к вокзалу эшелон с войсками, штурмовал его и уничтожил несколько десятков вражеских солдат. На обратном пути самолёт Оскаленко был подбит огнём зенитной артиллерии противника. Оскаленко, тяжело раненный, перетянул самолёт через линию фронта и приземлился на своей территории.
Оскаленко провёл 23 воздушных боя, в которых им сбито 12 фашистских самолётов, 11 сбил лично и 1 – в группе (18.08.1941 1 Ме-109 упал в районе Витино, 18.08.1941 1 Ме-109 упал в районе Спасская Полисть, 18.08.1941 1 Ю-88 упал в районе Любань, 21.08.1941 1 Ю-88 упал в районе Красногвардейск, 25.08.1941 1 Ме-109 упал в районе Спасская Полисть, 1.09.1941 1 Ю-87 упал в районе Любань, 3.09.1941 1 Ю-88 упал в районе Мга, 4.09.1941 1 Ме-109 упал в районе Невская Дубровка – сбит в группе, 4.04.1942 1 Ю-88 упал в районе Стрельна, в ночь с 1 на 2 июня 1942 1 Ю-88 упал в Финский залив у берега в районе Уусюкюля).
28.08.1941 года в паре над станцией Мга встретил 47 бомбардировщиков противника под прикрытием истребителей. Оскаленко смело ринулся в бой на фашистскую стаю и в этом неравном воздушном бою сбил 1 Ме-109 и подбил 2 бомбардировщика.
4.04.1942 года при массовом налёте фашистской авиации на Ленинград Оскаленко, поднявшись в воздух по боевой тревоге, вступил в неравный бой. Оскаленко дрался с исключительной храбростью и сбил 1 Ю-88, не дав ему дойти до Ленинграда.
15.04.1942 года Оскаленко участвовал в штурмовке аэродрома Красногвардейск, в которой наши истребители уничтожили 12 самолётов противника.
За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками в дни Отечественной войны, Оскаленко награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды. После полученных правительственных наград Оскаленко 26.05.1942 в группе штурмовал аэродром Красногвардейск, где было сожжено 11 самолётов противника, уничтожена зенитная батарея с прислугой и взорван склад горючего.
В ночь с 1 на 2 июня 1942 года при налёте немцев на Кронштадт и Финский залив для постановки мин Оскаленко вёл бой с несколькими бомбардировщиками врага и сбил 1 Ю-88, который упал в Финский залив.
За отличное выполнение боевых заданий имеет ряд благодарностей от командования полка, соединения и фронта. По приказу НКО 0299 получил денежную награду за 100 боевых вылетов, проведенных без лётных происшествий.
Был ранен, после выздоровления отлично овладел ночными полётами на самолёте И-16 и сейчас в ночной эскадрилье показывает образцы в боевой работе.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2