Святитель Андрей, архиепископ Критский замечательно говорит об этом празднике в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы»: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Служа пределом закону и преобразованиям, он вместе служит дверью к благодати и истине. “Кончина бо закона Христосˮ (Рим. 10:4), Который, освобождая нас от письмени, возводит к духу. Здесь конец (закону): потому что Законодатель, совершив всё, изменил письмена на дух и возглавил всяческая в Себе (Еф. 1:10), оживляя закон благодатью: благодать приняла закон под свое владычество, а закон подчинился благодати, так что свойства закона и благодати не потерпели взаимного смешения, а только тяжкое, рабское и служебное (в законе) силою Божественною переменилось на легкое и свободное (в благодати), “чтобы мы, – говорит Апостол, – не были порабощены стихиями мираˮ (Гал. 4:3) и не состояли под рабским игом письмени закона. Вот верх Христовых к нам благодеяний! Вот откровение тайны! Вот обожение восприятого человечества – плод истощания Богочеловека».
И потому праздник Рождества Пресвятой Богородицы – это в первую очередь праздник радости – радости практически пасхальной. Именно потому в тропаре праздника основной акцент делается на радость, на радование всей вселенной, всего человечества:
Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,
и, разрушив клятву, даде благословение,
и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
И эта пасхальная радость, начавшаяся именно в момент Рождества Той, Которая родит Богочеловека, только усиливается со временем. И уже сильно звучит в празднике Благовещения Пресвятой Богородицы, а именно в архангельском приветствии: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). В мощнейшей мере изливается в мир словно из переполненной чаши в Светлое Христово Воскресение.
Об этом же пишет и святитель Андрей Критский: «Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом – соединение Слова с плотью, это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое».
Войдем же в эту непостижимую и спасительнейшую тайну. Примем её полною грудью, открытым сердцем и распахнутой душою. Насытимся её радостью и прославим Отца и Сына и Святого Духа. Прославим Деву Марию. Почтим, как поется в величании праздника, «святых Твоих родителей» Иоакима и Анну, чей день памяти мы празднуем в Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы – 22 сентября. И поучимся у святых праведных богоотец Иоакима и Анны правильному устройству христианской жизни. В чем оно состоит?
Прежде всего в терпении. О, сколько терпели святые Иоаким и Анна поношение бесчадства, свою бездетность! В то время она была равна каким-то скрытым грехам, по мнению людей. Потому что все евреи ждали Мессию и надеялись: Он родится именно в моем роде. А здесь нет детей. И окружающие думали: «Значит, Бог их наказал. Значит, они очень грешные люди». И взгляды да перешептывания за их спинами были для них как вонзенные ножи в сердце. Многие десятилетия супруги это терпели. О чем также пишет святой Андрей: «Ни о чем столько не заботясь, как о соблюдении закона Господня, она (Анна. – Прим. авт.), однако, ежедневно уязвлялась жалом бесчадства и претерпевала то, что обыкновенно бывает уделом неплодных, – печалилась, скорбела, сокрушалась, не терпя бездетства».
И, наконец, святая пара, быть может, наилучшая семья в иудейском обществе всех времен, перенесла свою «голгофу». Священник Рувим в Иерусалимском храме в праздник (и потому, возможно, при большом скоплении народа, в том числе родственников, близких, знакомых, односельчан Иоакима) не принимает жертву его и отвергает праведника!
О, воистину это было страдание, достойное святого праведного Иова Многострадального!
Куда теперь идти?! Опозорен при всех. И словно бы изгнан ото всех, как прокаженный. Иоаким идет в пустыню. Но, как и позже Смерть Спасителя продолжится Его Светлым Воскресением, так и глубочайшее горе Иоакима обернется великою радостью. И спустя много лет Спаситель скажет об этой радости: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21).
Святой архангел Гавриил могущественно, по Божьему благословению соединяет вновь святых праведных богоотцев Иоакима и Анну для великой радости Рождества Пресвятой Богородицы. О Ней очень точно сказал святитель Андрей Критский: «Ныне Адам приносит от нас и за нас начатки Богу, достойнейший плод человечества – Марию, в Которой (Новый Адам) делается Хлебом для восстановления человеческого рода».
В еврейском языке имя Мариам обозначает «любимая, желанная», а в христианской традиции «госпожа». И вот Любимая, Желанная Госпожа наша родилась. И посредством Её в мир пришел Господь наш Иисус Христос и спас человечество, открыв дверь спасения для каждого из нас.
Какое это великое блаженство, какая великая радость узреть своими сердечными очами начало начал – Рождество Пресвятой Богородицы, которое открывает двери и Рождеству Христову, и Пасхе, и Царствию Небесному для нас!
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Святые праведные богоотцы Иоакиме и Анно, молите Бога о нас!
Протоиерей Андрей Чиженко
Комментарии 1