Методика Макаренко
«Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути
Системное переосмысление ценнейшего опыта выдающегося педагога, глубокое понимание причин его успеха, основанное на новейших знаниях тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, подарит методике А. С. Макаренко вторую жизнь, а всем нам — надежду на то, что будущее состоится.
Автор публикации: Ольга КНЯЗЕВА, педагог-психолог; Ирина КАМИНСКАЯ, преподаватель.
Мое самое яркое воспоминание из курса по педагогике — лекция по методике Антона Семеновича Макаренко. Помню, что меня поразило, как за короткий срок один педагог смог из беспризорников, записанных обществом в отбросы, воспитать достойных граждан советского государства.
Дожили…
Сегодня в российском образовании господствует принцип «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Никто не снимал ответственности с педагогов за их воспитанников, однако в случае их неуспешности в жизни, девиантного поведения винят родителей, общество в целом, а образование как бы и ни при чем. «Если дети своим родителям не нужны, то кому они нужны?» Воспитательная составляющая из школьного педагогического процесса практически изъята. Успеваемость — главный показатель эффективности как отдельного педагога, так и школы в целом. Личностный рост, успех индивидуума, выявление и продвижение талантливых детей, индивидуальный подход к каждому учащемуся — все эти критерии оценки работы школы четко отражают ценности современного нам кожного общества, общества потребления.
Да и как воспитывать учеников, если, с одной стороны, имеется социально неблагополучная семья, а с другой — нездоровая нравственная обстановка в стране? Бессильные педагоги, новые потерянные поколения, бездуховное общество — возникает замкнутый круг, разорвать который кажется невозможным. И все чаще пытаются ответить на один из вечных русских вопросов «Кто виноват?», между тем как более актуально понять: что делать?
Что делать с неуправляемой, пофигистичной молодежью, с социально неадаптированными детдомовцами (по статистике только 10 % из них успешны в самостоятельной жизни), с тысячами малолетних преступников, живущих по порочному сценарию «украл, выпил — в тюрьму»? Брать под копирку чужой опыт или все же обратить внимание на наработки отечественных педагогов, незаслуженно преданных забвению?
Опыт А. С. Макаренко воспринимается по большей части как часть учебного материала по истории педагогики, судьба которого — «сдать на экзамене и забыть». Но не выплеснули ли мы вместе с системой Макаренко и самого ребенка? Зачем нам сейчас коммуны и республики ШКИД? Попробуем разобраться системно.
Образец учителя
Антон Семенович Макаренко по решению ЮНЕСКО в 1988 году вошел в список четырех выдающихся педагогов мира, определивших педагогическое мышление в ХХ веке, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером, Марией Монтессори. Несмотря на ожесточенные споры вокруг личности Антона Семеновича, его педагогический опыт широко применялся и применяется за рубежом.
По своей природе анально-зрительные люди являются идеальными педагогами. Строгие, требовательные, начитанные, справедливые, честные, они профессионалы своего дела. Личная вовлеченность в общее дело, искренняя заинтересованность в судьбе детей, бескорыстная любовь подкупали сердца даже отъявленных малолетних хулиганов.
Показательна оценка своей педагогической деятельности самим Макаренко: «Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов.
И Осадчий — технолог, и Мишка Овчаренко — шофер, и мелиоратор за Каспием Олег Огнев, и педагог Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтер Волохов, и слесарь Корыто, и мастер МТС Федоренко, и партийные деятели — Алешка Волков, Денис Кудлатый и Волков Жорка, и с настоящим большевистским характером, по-прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие, многие другие».
Кроме того, надо отметить, что эпитет «идеальный учитель» гармонично сочетался с такими характеристиками Антона Макаренко, как верный друг, отличный отчим, надежный муж, порядочный человек. Это совсем неудивительно для развитой и реализованной личности с анально-зрительной связкой векторов.
Педагогический путь
После свержения монархии в России, Гражданской войны в стране Советов, кроме злободневной задачи восстановления экономики, стояла задача воспитать достойных граждан социалистического государства, создать благополучное общество без преступности и насилия.
Слом любой системы есть дробление целого (коллективного) на индивидуальные частности. Падение царского режима привело к дроблению русского общества на разномастные куски, то есть к потере общности, целостности стаи. Все смешалось в хаос, где каждый индивидуально выживал как мог. Одним из таких осколков стали никому не нужные беспризорные дети, выживавшие сами по себе или сбившись в стайки с архетипичным ранжированием внутри
https://www.yburlan.ru/biblioteka/metodika-makarenko
Комментарии 2