Танкер Eagle S, который финны считают частью российского теневого флота, 26 декабря был задержан по подозрению в причастности к повреждению кабелей между Эстонией и Финляндией. Ситуацию Pravda.Ru прокомментировал кандидат юридических наук специалист по международному законодательству Сергей Кубанцев.
«Криминал» заключается в том, что когда пограничные службы попросили команду Eagle S поднять якорь, то на поверхности оказалась только якорная цепь. По следам инцидента ЕС объявил о санкциях на российский «теневой флот», а Финляндия потребовала увеличить присутствие сил НАТО в Балтийском море.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, как обычно, ушел от ответа, заявив, что задержание танкера — «это совсем узкопрофильный вопрос, который вряд ли является прерогативой администрации президента».
По словам Кубанцева, Финляндия при аресте танкера Eagle S, плавающего под флагом Островов Кука и принадлежащего собственнику в ОАЭ, следовала международным правилам. Если вина судна в повреждении кабеля не будет доказана, то Финляндия заплатит компенсацию.
Ответные правовые действия будут принимать собственник судна и государство порта приписки — Острова Кука, так как на территории этого судна действует законодательство Островов Кука.
Эксперт отметил, что с точки зрения международного права Финляндией «всё было сделано в рамках международных правил мореплавания и использования морских судов». Сергей Кубанцев напомнил, что танкеру предложили войти в территориальные воды Финляндии и там уже служба морской безопасности Финляндии поднялась на борт и фактически ограничила дальнейшее передвижение судна.
Последующие действия, по словам Сергея Кубанцева, зависят от результатов расследования инцидента. Если финские органы докажут, что судно умышленно или неумышленно повредило кабель, то будут разбираться с командой, но судно всё равно будет возвращено собственнику с грузом, при этом убытки от незапланированной стоянки не возместят. Если же судно будет отпущено безо всяких претензий, то собственник предъявит иск или требование о возмещении убытков. Судно фрахтуется определённой суммой за день. Каждый день простоя увеличивает затраты на зарплату команде и транспортные расходы. Владелец предъявит иск к властям Финляндии. Дальше уже это будет судебное дело.
Эксперт считает ситуацию сложной. Он пояснил, что есть много вопросов по поднятой у Eagle S якорной цепи без якоря, как говорят власти «в зоне судоходства», где стоянка судов запрещена.
«Есть чётко определённые правила стоянки судов в судоходной зоне, правила плавания и стоянки судов в акватории морского порта. И всё описано, где они на рейде могут стоять, и все навигационные карты показывают чётко зону стоянки, зону судоходства. И в зоне судоходства нельзя стоять на стоянке на якоре. Почему якорь был опущен у судна?» — отметил эксперт.
Сергей Кубанцев не исключает, что вся эта ситуация — «вброс» Финляндии, так как идёт массовая информационная война и сложно найти в мире за последние 10 лет «какое-нибудь неблагоприятное событие, в котором бы Российская Федерации не была задействована в негативном плане». Яркий пример — подрыв «Северного потока», который, как полагают на Западе, подорвала сама Россия якобы для того, чтобы недружественным странам не поступал газ. Эксперт посоветовал всегда искать в спорных случаях, кому это выгодно:
«На самом деле, в нашем случае 6 000 человек остались без интернета. Это, наверное, России как-то не то что не выгодно, это абсолютно никак не влияет на российские интересы. И сомнительно по этой причине ставить под удар свою репутацию».
Подробнее:
https://eadaily.com/ru/news/2024/12/29/pochemu-kreml-ne-obespokoen-sudboy-nashego-arestovannogo-tankera-mnenie-yurista
Комментарии 2