К-329 «Белгород» бьёт мировые рекорды․ Это единственная подводная лодка 5 поколения, самая длинная подводная лодка в мировой истории и первая подводная лодка, которая показала на практике тандем уникального подводного беспилотного комплекса и АПЛ․ Какими характеристиками обладает К-329 и что заставило вдвойне разволноваться мировое сообщество, расскажем в этом материале․ АПЛ проекта 09852 Первое упоминание подлодки «Белгород» появилось в 1992 году․ Изначально лодку строили по проекту 949 «Антей»․ Разработчиком выступило Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», а строительство лодки проходило на северодвинском ПО «Севмаш»․ Проект по разным причинам то замораживали, то возобновляли․ В 2012 году было объявлено, что подлодка «Белгород» будет достроена по специальному проекту 09852․ Ее длина составила рекордные 184 метра, а ширина — 18,2 метра, что превышает ширину главных ядерщиков флота 955 «Борей»․ До 120 суток возможной автономности в совокупности со скоростью в 32 узла
БС-329 «Белгород» — российская атомная подводная лодка специального назначения, единственный представитель проекта 09852, носитель беспилотных подводных аппаратов типа «Посейдон» и автономных глубоководных станций, входит в состав Главного управления глубоководных исследований МО РФ. Построена на судостроительном заводе «Севмаш» в 1992—2020 годах, изначально строилась по проекту 949А «Антей».
Заложена на ПО «Севмаш» (Северодвинск) 24 июля 1992 года, под заводским номером 664 как атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей»[2]. 6 апреля 1993 года переименована в «Белгород»[2], в некоторых источниках фигурировал тактический номер К-139, присвоенный кораблю; позже эта информация не подтвердилась и в источниках фигурировало название К-329[1].
В 1997 году на стадии готовности в 75 % исключена из состава ВМФ и законсервирована[1].
В сентябре 2000 года, после гибели однотипного атомохода «Курск», было принято решение о возобновлении строительства[2][3].
По данным на 31 декабря 2004 года был смонтирован корпус корабля, однако отсутствовало техническое оснащение и ракетные шахты. Тогда стоимость достройки оценивалась примерно в 100 миллионов рублей[3]. Однако финансирование работ велось в минимальном объёме и «Севмаш» достраивал лодку по собственной инициативе[3].
Достройка АПЛ «Белгород» была включена в Гособоронзаказ на 2006 год[3]. Однако у
...ЕщёИстория
Заложена на ПО «Севмаш» (Северодвинск) 24 июля 1992 года, под заводским номером 664 как атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей»[2]. 6 апреля 1993 года переименована в «Белгород»[2], в некоторых источниках фигурировал тактический номер К-139, присвоенный кораблю; позже эта информация не подтвердилась и в источниках фигурировало название К-329[1].
В 1997 году на стадии готовности в 75 % исключена из состава ВМФ и законсервирована[1].
В сентябре 2000 года, после гибели однотипного атомохода «Курск», было принято решение о возобновлении строительства[2][3].
По данным на 31 декабря 2004 года был смонтирован корпус корабля, однако отсутствовало техническое оснащение и ракетные шахты. Тогда стоимость достройки оценивалась примерно в 100 миллионов рублей[3]. Однако финансирование работ велось в минимальном объёме и «Севмаш» достраивал лодку по собственной инициативе[3].
Достройка АПЛ «Белгород» была включена в Гособоронзаказ на 2006 год[3]. Однако уже 20 июля 2006 года в ходе визита на Севмашпредприятие министр обороны Сергей Иванов сообщил, что принято решение не вводить её в состав ВМФ, готовность оценивалась в 80 %[4][5].
В 2009 году рассматривалась возможность перевооружения комплексом крылатых ракет, разрабатываемых для проекта 885 «Ясень»[6]. В начале 2012 года главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что «Белгород» достраивается по специальному проекту[7]. 20 декабря 2012 года перезаложен по проекту 09852, предположительно именно тогда корабль получил наименование БС-329[1][8].
Передача подлодки ВМФ России планировалась в 2018 году[9]. В ноябре 2018 года Министерство обороны сообщило о формировании экипажа АПЛ «Белгород»[10].
23 апреля 2019 года АПЛ «Белгород» выведена из эллинга в Северодвинске и спущена на воду. Командир корабля — капитан первого ранга Антон Алёхин[11]. В течение 2019 года должна была пройти достройка подлодки на плаву, тестирование ядерной энергетической установки и швартовные испытания[12].
Изначально предполагалось, что в состав флота подлодка войдёт в 2020 году, а «Посейдон» станет на вооружение примерно в 2021 году[13]. Согласно плану, должна была войти в состав флота в конце 2020 года[14], но затем сроки её сдачи перенесены были на конец 2021 года[15]. По мнению экспертов, АПЛ «Белгород» с «Посейдонами» на борту должна была встать на боевое дежурство в Мировом океане уже в конце 2020 года[16].
25 декабря 2021 года генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко рассказал: «Начали на АПЛ „Белгород“ государственные испытания, которые будут закончены в следующем году»[17].
8 июля 2022 года состоялась торжественная церемония передачи Военно-морскому флоту исследовательской подводной лодки «Белгород». Корабль предназначен для решения разноплановых научных задач, проведения поисково-спасательных операций, а также может быть использован как носитель спасательных глубоководных и автономных необитаемых подводных аппаратов[18]. Служить подлодка будет на Тихом
...Ещё
Изначально предполагалось, что в состав флота подлодка войдёт в 2020 году, а «Посейдон» станет на вооружение примерно в 2021 году[13]. Согласно плану, должна была войти в состав флота в конце 2020 года[14], но затем сроки её сдачи перенесены были на конец 2021 года[15]. По мнению экспертов, АПЛ «Белгород» с «Посейдонами» на борту должна была встать на боевое дежурство в Мировом океане уже в конце 2020 года[16].
25 декабря 2021 года генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко рассказал: «Начали на АПЛ „Белгород“ государственные испытания, которые будут закончены в следующем году»[17].
8 июля 2022 года состоялась торжественная церемония передачи Военно-морскому флоту исследовательской подводной лодки «Белгород». Корабль предназначен для решения разноплановых научных задач, проведения поисково-спасательных операций, а также может быть использован как носитель спасательных глубоководных и автономных необитаемых подводных аппаратов[18]. Служить подлодка будет на Тихом океане в ТОФ[19].
Сравнение силуэтов БС-329 и самой большой в мире подводной лодки проекта 941 «Акула»
Внешние изображенияH.I. Sutton Проект 09852 - Подводная лодка специального назначения Спутниковый снимок, вероятно, АПЛ «Белгород» рядом с АПЛ «Князь Владимир»
Во время достройки и переделки длина подлодки увеличилась со 154 до 184 метров. Это почти на 11 метров больше длины подводных лодок проекта 941 «Акула», являющихся самыми большими в мире; ширина корпуса составила 18,2 метра[20]. В июне 2019 года американский военный эксперт H.I. Sutton опубликовал спутниковый разведывательной снимок, на котором, вероятно, изображена К-329 «Белгород» рядом с АПЛ К-549 «Князь Владимир» проекта «Борей»[21]; судя по снимку, «Белгород» значительно длиннее и шире «Князя Владимира»[22], что означает, что ранее публиковавшиеся предположительные размеры «Белгорода» (184 х 18,2 м) не окончательные.
11 ноября 2015 года в СМИ был продемонстрирован проект ядерной торпеды «Статус-6»[25] («Посейдон») калибра 1,6 метра с дальностью хода 10 000 км и глубиной погружения 1000 метров, предназначенной для катастрофического поражения прибрежных городов в качестве своеобразного «оружия ответного удара», что делает её близкой по характеристикам и тактике применения к Т-15[26]. Носителями торпеды названы АПЛ проекта 09852 «Белгород» и АПЛ проекта 09851 «Хабаровск»[27]. По информации ТАСС[10], АПЛ сможет нести на борту шесть аппаратов «Посейдон», что подтверждается некоторыми военными экспертами[16].
В одном из англоязычных журналов опубликована статья с инфографикой, в которой «Белгород» назван носителем не только «Статуса-6», но и АГС проектов 10831 «Лошарик» и 18511 «Палтус», а также глубоководных аппаратов типа «Клавесин-2Р-РМ». Также упоминается, что «Белгород» будет способен транспортировать на верхней палубе блочный реактор типа АТГУ, предназначенный для питания сети п
...ЕщёВооружение
11 ноября 2015 года в СМИ был продемонстрирован проект ядерной торпеды «Статус-6»[25] («Посейдон») калибра 1,6 метра с дальностью хода 10 000 км и глубиной погружения 1000 метров, предназначенной для катастрофического поражения прибрежных городов в качестве своеобразного «оружия ответного удара», что делает её близкой по характеристикам и тактике применения к Т-15[26]. Носителями торпеды названы АПЛ проекта 09852 «Белгород» и АПЛ проекта 09851 «Хабаровск»[27]. По информации ТАСС[10], АПЛ сможет нести на борту шесть аппаратов «Посейдон», что подтверждается некоторыми военными экспертами[16].
В одном из англоязычных журналов опубликована статья с инфографикой, в которой «Белгород» назван носителем не только «Статуса-6», но и АГС проектов 10831 «Лошарик» и 18511 «Палтус», а также глубоководных аппаратов типа «Клавесин-2Р-РМ». Также упоминается, что «Белгород» будет способен транспортировать на верхней палубе блочный реактор типа АТГУ, предназначенный для питания сети подводных датчиков «Шельф»[28].
АПЛ «Белгород» (а вслед за ней и «Хабаровск») станут первыми подлодками пятого поколения, которые будут нести на своем борту беспилотники и роботизированные комплексы. Совершенно иной и, что немаловажно, непредсказуемой для противника станет и тактика действий подводного флота России. Своих «малышей», призванных стать одним из элементов стратегического ядерного сдерживания и способных уничтожать целые авианосные группировки и объекты на прибрежных территориях, подлодки смогут запускать, даже не приближаясь к противнику, буквально от причальной стенки[29].
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Тактическая пауза, которую взяли чуть больше недели назад русские военные, подходит к концу, считают в Американском институте изучения войны. И тут они не ошиблись: глава Минобороны ...
Комментарии 6
Заложена на ПО «Севмаш» (Северодвинск) 24 июля 1992 года, под заводским номером 664 как атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей»[2].
6 апреля 1993 года переименована в «Белгород»[2], в некоторых источниках фигурировал тактический номер К-139, присвоенный кораблю; позже эта информация не подтвердилась и в источниках фигурировало название К-329[1].
В 1997 году на стадии готовности в 75 % исключена из состава ВМФ и законсервирована[1].
В сентябре 2000 года, после гибели однотипного атомохода «Курск», было принято решение о возобновлении строительства[2][3].
По данным на 31 декабря 2004 года был смонтирован корпус корабля,
однако отсутствовало техническое оснащение и ракетные шахты. Тогда
стоимость достройки оценивалась примерно в 100 миллионов рублей[3]. Однако финансирование работ велось в минимальном объёме и «Севмаш» достраивал лодку по собственной инициативе[3].
Достройка АПЛ «Белгород» была включена в Гособоронзаказ на 2006 год[3]. Однако у
...ЕщёИсторияЗаложена на ПО «Севмаш» (Северодвинск) 24 июля 1992 года, под заводским номером 664 как атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей»[2].
6 апреля 1993 года переименована в «Белгород»[2], в некоторых источниках фигурировал тактический номер К-139, присвоенный кораблю; позже эта информация не подтвердилась и в источниках фигурировало название К-329[1].
В 1997 году на стадии готовности в 75 % исключена из состава ВМФ и законсервирована[1].
В сентябре 2000 года, после гибели однотипного атомохода «Курск», было принято решение о возобновлении строительства[2][3].
По данным на 31 декабря 2004 года был смонтирован корпус корабля,
однако отсутствовало техническое оснащение и ракетные шахты. Тогда
стоимость достройки оценивалась примерно в 100 миллионов рублей[3]. Однако финансирование работ велось в минимальном объёме и «Севмаш» достраивал лодку по собственной инициативе[3].
Достройка АПЛ «Белгород» была включена в Гособоронзаказ на 2006 год[3]. Однако уже 20 июля 2006 года в ходе визита на Севмашпредприятие министр обороны Сергей Иванов сообщил, что принято решение не вводить её в состав ВМФ, готовность оценивалась в 80 %[4][5].
В 2009 году рассматривалась возможность перевооружения комплексом крылатых ракет, разрабатываемых для проекта 885 «Ясень»[6].
В начале 2012 года главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что «Белгород» достраивается по специальному проекту[7]. 20 декабря 2012 года перезаложен по проекту 09852, предположительно именно тогда корабль получил наименование БС-329[1][8].
Передача подлодки ВМФ России планировалась в 2018 году[9].
В ноябре 2018 года Министерство обороны сообщило о формировании экипажа АПЛ «Белгород»[10].
23 апреля 2019 года АПЛ «Белгород» выведена из эллинга в Северодвинске и спущена на воду. Командир корабля — капитан первого ранга Антон Алёхин[11].
В течение 2019 года должна была пройти достройка подлодки на плаву,
тестирование ядерной энергетической установки и швартовные испытания[12].
Изначально предполагалось, что в состав флота подлодка войдёт в 2020 году, а «Посейдон» станет на вооружение примерно в 2021 году[13]. Согласно плану, должна была войти в состав флота в конце 2020 года[14], но затем сроки её сдачи перенесены были на конец 2021 года[15].
По мнению экспертов, АПЛ «Белгород» с «Посейдонами» на борту должна была встать на боевое дежурство в Мировом океане уже в конце 2020 года[16].
25 декабря 2021 года генеральный директор «Севмаша» Михаил
Будниченко рассказал: «Начали на АПЛ „Белгород“ государственные
испытания, которые будут закончены в следующем году»[17].
8 июля 2022 года состоялась торжественная церемония передачи
...ЕщёВоенно-морскому флоту исследовательской подводной лодки «Белгород».
Корабль предназначен для решения разноплановых научных задач, проведения
поисково-спасательных операций, а также может быть использован как
носитель спасательных глубоководных и автономных необитаемых подводных
аппаратов[18]. Служить подлодка будет на Тихом
Изначально предполагалось, что в состав флота подлодка войдёт в 2020 году, а «Посейдон» станет на вооружение примерно в 2021 году[13]. Согласно плану, должна была войти в состав флота в конце 2020 года[14], но затем сроки её сдачи перенесены были на конец 2021 года[15].
По мнению экспертов, АПЛ «Белгород» с «Посейдонами» на борту должна была встать на боевое дежурство в Мировом океане уже в конце 2020 года[16].
25 декабря 2021 года генеральный директор «Севмаша» Михаил
Будниченко рассказал: «Начали на АПЛ „Белгород“ государственные
испытания, которые будут закончены в следующем году»[17].
8 июля 2022 года состоялась торжественная церемония передачи
Военно-морскому флоту исследовательской подводной лодки «Белгород».
Корабль предназначен для решения разноплановых научных задач, проведения
поисково-спасательных операций, а также может быть использован как
носитель спасательных глубоководных и автономных необитаемых подводных
аппаратов[18]. Служить подлодка будет на Тихом океане в ТОФ[19].
Сравнение силуэтов БС-329 и самой большой в мире подводной лодки проекта 941 «Акула»
Внешние изображенияH.I. Sutton
Проект 09852 - Подводная лодка специального назначения
Спутниковый снимок, вероятно, АПЛ «Белгород» рядом с АПЛ «Князь Владимир»
Во время достройки и переделки длина подлодки увеличилась со 154 до
184 метров. Это почти на 11 метров больше длины подводных лодок проекта 941 «Акула», являющихся самыми большими в мире; ширина корпуса составила 18,2 метра[20].
В июне 2019 года американский военный эксперт H.I. Sutton опубликовал спутниковый разведывательной снимок, на котором, вероятно, изображена К-329 «Белгород» рядом с АПЛ К-549 «Князь Владимир» проекта «Борей»[21]; судя по снимку, «Белгород» значительно длиннее и шире «Князя Владимира»[22], что означает, что ранее публиковавшиеся предположительные размеры «Белгорода» (184 х 18,2 м) не окончательные.
11 ноября 2015 года в СМИ был продемонстрирован проект ядерной торпеды «Статус-6»[25] («Посейдон») калибра 1,6 метра с дальностью хода 10 000 км
и глубиной погружения 1000 метров, предназначенной для
катастрофического поражения прибрежных городов в качестве своеобразного
«оружия ответного удара», что делает её близкой по характеристикам и
тактике применения к Т-15[26]. Носителями торпеды названы АПЛ проекта 09852 «Белгород» и АПЛ проекта 09851 «Хабаровск»[27].
По информации ТАСС[10], АПЛ сможет нести на борту шесть аппаратов «Посейдон», что подтверждается некоторыми военными экспертами[16].
В одном из англоязычных журналов опубликована статья с
...ЕщёВооружениеинфографикой, в которой «Белгород» назван носителем не только
«Статуса-6», но и АГС проектов 10831 «Лошарик» и 18511 «Палтус», а также глубоководных аппаратов типа «Клавесин-2Р-РМ». Также упоминается, что «Белгород» будет способен транспортировать на верхней палубе блочный реактор типа АТГУ, предназначенный для питания сети п
11 ноября 2015 года в СМИ был продемонстрирован проект ядерной торпеды «Статус-6»[25] («Посейдон») калибра 1,6 метра с дальностью хода 10 000 км
и глубиной погружения 1000 метров, предназначенной для
катастрофического поражения прибрежных городов в качестве своеобразного
«оружия ответного удара», что делает её близкой по характеристикам и
тактике применения к Т-15[26]. Носителями торпеды названы АПЛ проекта 09852 «Белгород» и АПЛ проекта 09851 «Хабаровск»[27].
По информации ТАСС[10], АПЛ сможет нести на борту шесть аппаратов «Посейдон», что подтверждается некоторыми военными экспертами[16].
В одном из англоязычных журналов опубликована статья с
инфографикой, в которой «Белгород» назван носителем не только
«Статуса-6», но и АГС проектов 10831 «Лошарик» и 18511 «Палтус», а также глубоководных аппаратов типа «Клавесин-2Р-РМ». Также упоминается, что «Белгород» будет способен транспортировать на верхней палубе блочный реактор типа АТГУ, предназначенный для питания сети подводных датчиков «Шельф»[28].
АПЛ «Белгород» (а вслед за ней и «Хабаровск») станут первыми подлодками пятого поколения,
которые будут нести на своем борту беспилотники и роботизированные
комплексы. Совершенно иной и, что немаловажно, непредсказуемой для
противника станет и тактика действий подводного флота России. Своих
«малышей», призванных стать одним из элементов стратегического ядерного
сдерживания и способных уничтожать целые авианосные группировки и
объекты на прибрежных территориях, подлодки смогут запускать, даже не
приближаясь к противнику, буквально от причальной стенки[29].
1995—1998: капитан 1 ранга Абхалимов Владилен Васильевич
с 2015: капитан 1 ранга Алёхин А. С.