"День рождения палубной авиации" СССР.
18 ноября 1972 года лётчик-испытатель Михаил Дексбах совершил на Як-36М № 02 первую посадку на борт ПКР «Москва».
К утру 18 ноября 1972 г. вся подготовка была завершена, и на ПКР "Москва" по трансляции объявили: "Корабль к посадке самолета изготовить!" Вблизи крейсера барражировал Ми-8 с группой кинооператоров и фотокорреспондентов.
Вскоре на горизонте появилась стремительно приближавшаяся точка, превратившаяся в самолет, который покачал крылом и, сделав разворот, стал заходить на посадку по отработанной методике. При подходе к корме корабля реактивные струи двигателей подняли фонтаны брызг, и вокруг самолета заиграл на солнце радужный ореол. Зависнув над площадкой. Михаил Сергеевич Дексбах плавно произвел первую посадку - расчет оказался точным! 22 ноября он выполнил "полный профиль" с палубы.
Присутствовавший при этом маршал авиации И.И. Борзов дал указание командиру ПКР "Москва" капитану второго ранга А.В.Довбне произвести запись в вахтенный журнал: "День рождения палубной авиации".
11 августа 1977 года, Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР No.644-210 самолёт Як-36М был принят на вооружение авиации ВМФ под обозначением Як-38.
Як-38 состоял на вооружении морской авиации СССР до 1991 г. Последовавший за распадом СССР глубочайший экономический кризис привел к свертыванию всей программы использования боевых СВВП в составе авиации флота. Единственный в СССР центр подготовки летчиков палубной авиации в Саки отошел Украине, ТАКР «Киев», «Минск» и «Новороссийск» были выведены из состава ВМФ, а все Як-38, еще имевшие значительный остаток ресурса, вывели в резерв и вскоре списали. Не был реализован проект многоцелевого СВВП Як-39, а разработанный в качестве альтернативы первый в мире сверхзвуковой СВВП Як-141 пал жертвой развала оборонного сектора.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2