СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Ольга Монякова, директор Ковровского
историко-мемориального музея, доктор
исторических наук
Фото из фондов музея.
В ноябре-декабре 2021 года исполнилось 250 лет первому российскому законодательству о кладбищах. Тема трагическая, но неизбежная, в разное время подвергавшаяся политическим инсинуациям. Ковров также не стал исключением, поэтому захотелось расставить точки над i. Этой теме мы посвятим цикл статей, первая из которых уже была опубликована.
ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ
«ПЕРЕСЕЛИТЬСЯ К ИОАННУ ВОИНУ»
Покровскую церковь на первом городском кладбище сменила церковь в честь Живоначальной Троицы в середине XVII века, когда село Рождественно-Коврово уже почти столетие принадлежало суздальскому Спасо-Евфимьеву монастырю. В «Материалах для истории Владимирской епархии. Вып. 2. Медушская, Яропольская и Гуская десятины жилых данных церквей. 1628-1746 гг.», под 164 (1656) годом записано: «164 г. церковь Живоначальные Троицы в селе Коврове Спасского Еуфимьева монастыря дани рубль два алтына четыре денги, заезда гривна». Деревянные церкви ветшают быстро, вероятно, между 1629 и 1656 годами в селе Коврове старая Покровская церковь была обновлена и вновь освящена уже в честь живоначальной Троицы.
Близкий пример такого переосвящения во второй половине XVII века мы находим в Александровой слободе. К моменту, когда встал вопрос о перестройке деревянной кладбищенской церкви на каменную, а это осень 1810 года, она уже именовалась в честь Иоанна Воина. Об этом свидетельствуют документы. Почему и когда в очередной раз перестроенная кладбищенская церковь была вновь переосвящена и почему был выбран именно святой Иоанн Воин, остается только предполагать. Определенно только то, что на Руси храмы произвольно никогда не освящались, и выбор того или иного церковного праздника или святого делался осознанно.
Документы сохранили для нас и первое название этого кладбища. До постройки каменного храма оно именовалось кладбищем князей Ковровых, а затем – Иоанно-Воинским. В Коврове середины XIX века даже были переф- разированы слова известного романса на слова С.Е. Раича «Не дивитеся, друзья». Вместо слов: «И сложу мою главу неоплаканну» в собрании ковровского уездного общества пели: «И сложу мою главу Ивану Воинственнику». До революции в Коврове бытовало выражение «переселиться к Иоанну Воину».
НЕДОЛГИЙ ВЕК ИЛЬИНСКОГО
В 1790 году во исполнение указа Екатерины II на карте уже города Коврова появилось еще одно кладбище – Ильинское. Это северо-восточная часть современного парка Экскаваторостроителей.
Мы подробно написали о нем в статье об Ильинской часовне в январе-феврале 2021 года. Ильинское кладбище было спланировано в Коврове к 1790 году как следствие необходимого выполнения сенатского указа об обязательном устройстве кладбищ за пределами городов. Иначе и очередной план Коврова был бы не согласован. Мало того, документально установлено, что с момента открытия города в 1778 году и, по крайней мере, до 1816 года жители Коврова не хоронили своих умерших на Иоанно-Воинском кладбище, а только на Ильинском. Это было основное городское кладбище. Но потом этот запрет был снят, и захоронения вновь вернулись на старинное городское кладбище, а Ильинское превратилось в кладбище умерших от инфекционных болезней и тех, кого не принимала православная церковь.
Период функционирования этого кладбища был недолгим – с 1778 по 1872 год, около столетия, и по площади оно было небольшим. Город рос, и к 1872 году кладбище оказалось в центре новой городской застройки. Участки были размежеваны и проданы на основании вновь утвержденного в 1872 году очередного плана застройки Коврова. Именно на основании этого плана город начал расширяться на юг, и его границей уже стала Московско-Нижегородская железная дорога. Ильинское кладбище оказалось в самом центре застройки и поэтому на плане значится упраздненным. Захоронения на нем прекратились. Но город продолжал его содержать и назначать туда старост для присмотра.
Например, в 1885 году им был купец Мытарев, который занимался сбором денег за могилы. А в 1906 году, как читатель уже знает, на нем построили каменную входную Ильинскую часовню для поминовения усопших и захороненных здесь.
ПО ИМУЩЕСТВЕННОМУ ПРИЗНАКУ
А за восточной окраиной города было намечено новое кладбище – Петропавловское. Онем также была наша статья в «Ковровской неделе» в 2018году. Согласно тому же плану 1872 года, выделялись новые кварталы под жилую застройку к югу от современной улицы Свердлова до железной дороги и линия кварталов на восточной окраине города, вдоль современных улиц Дегтярёва и Челюскинцев (бывшая 1-я Муромская), которая пока оставалась в один порядок. Соответственно, два существовавших на тот момент городских кладбища попадали в зону жилой застройки, поэтому проектировщики указали на новом городском плане другое место для захоронений, которое отвечало бы всем требуемым нормам, назвав по неизвестным нам причинам новое кладбище Петропавловским. Если взглянуть на план 1872 года, то основная его территория – православная, поделенная на четыре части с предполагаемой церковью в центре располагалась на территории между современными улицами Володарского и Советской, а к северу от Советской улицы, через дорогу, было выделено место для иноверческого кладбища. Размеры нового городского кладбища были невелики – 128 м с севера на юг и около 150 м с востока на запад; иноверческое еще меньше – 50×50 м. По постановлению Ковровской городской Думы от 30 мая 1886 года в Коврове хоронить разрешалось на двух кладбищах: на Иоанно-Воинском за деньги и на общественном Петропавловском, отведенном в 1872 году, бесплатно.
Такая ситуация с захоронениями оставалась в нашем городе до конца дорево- люционного периода его истории – состоятельная часть общества хоронила своих умерших на Иоанно-Воинском кладбище, остальные – на Петропавловском.
ДЛЯ ПОСЁЛКА ЗАВЕДЕНИЕ
Очень мало известно еще об одном кладбище – Фёдоровском, которое находилось за южной окраиной Коврова. ИСегодня эта территория застроена жилыми домами и административными зданиями и ограничена современными улицами: с запада – проспектом Ленина, с юга – улицей Краснознаменной, с севера – «вдавленным» домом (проспект Ленина, 24), с востока – улицей Т. Павловского. Нам пока неизвестен документ, согласно которому оно появилось. Но, судя по названию, бытовавшему в Коврове и происходившему от Феодоровской церкви, которая его опекала, появилось оно до революции. К сожалению, планов Коврова первого десятилетия ХХ века в нашем распоряжении нет. Думается, оно появилось как кладбище при большом рабочем поселке Заведение. Ковровские железнодорожные мастерские (затем– экскаваторный завод) назывались в то время механическим заведением, поэтому выросший при них рабочий поселок в городе называли Заведением. В 1908 году в нем было 2128 жителей и 287 домов; находился он за пределами городской черты, по законам того времени должен был иметь свое кладбище.
О дореволюционном происхождении этого кладбища свидетельствовала и небольшая темно-красного кирпича невходная часовня, долгое время сохранявшаяся среди деревянных сараев возле домов №№24, 26, 28 на проспекте Ленина и дома №2 на улице Лепсе.
Я сама видела остатки этой часовни, но, правда, много лет назад. Фёдоровское кладбище обозначено на плане Коврова 1928 года. Размер его невелик, судя по масштабу плана, приблизительно 100×100 м. В суровые годы революции и Гражданской войны, когда в городе свирепствовали тиф, оспа, испанка здесь хоронили умерших от этих инфекционных болезней горожан. Кладбище перестало существовать, когда левую часть современного проспекта Ленина, бывшей улицы Союзной, отвели для застройки быстро развивающемуся пулеметному заводу (завод имени В.А. Дегтярёва). Было в старом Коврове еще одно маленькое кладбище – монастырское. Правда, городским его можно назвать с натяжкой, так как находилось оно тогда в пределах ограды Знаменской женской общины. Кладбище было очень маленьким – не более 15 могил умерших в этой монашеской общине. Сегодня это частично территория сквера Оружейников.
ПЕЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ
Осталось поговорить об отношении горожан к местам упокоения. Считается, что «судить о культуре народа можно по состоянию кладбищ и отхожих мест». Российское дореволюционное законодательство запрещало застраивать кладбищенские территории, их ограждали и сохраняли. В тех условиях небыстрого роста населения, наверное, это было возможно. Так, население Земли в 1900 году составляло 1,762 млрд.человек, в 1910 году – 1,750 млрд, а в 1920 году – 1,860 млрд. Но то, как горожане содержали свои кладбища, к сожалению, вызывает некоторый стыд за них и тогдашних, и сегодняшних. Еще экспедиция по инициативе М.В. Ломоносова по обследованию старых великокняжеских захоронений в далеком 1761 году констатировала в селе Коврово запущенность старинного кладбища, поросшего травой, среди которой были не видны надгробия, и рекомендовала огородить его, чтобы домашний скот не мог туда проникать.
А вот заметка 1912 года из губернской газеты «Старый владимирец»:
«Желая через посредство вашей уважаемой га- зеты привлечь большое число граждан принять участие в хлопотах по охране Иоанно-Воиновского кладбища от тех безобразий, происходящих на нем особенно в последние годы, ...имею честь просить вас не отказать поместить настоящее письмо на страницах вашей газеты.
16 сентября на кладбище был произведен сплошной погром – в одну ночь были похищены все медные предметы: фонари, доски, кресты, иконы, как находящиеся за замками, так и на открытых памятниках... Это кладбище находится в настоящее время уже в центре города, в летнее время служит местом, куда одни приходят подышать хорошим воздухом».
Вспоминаем 1990-е, когда так же безобразничали на кладбищах ради цветного металла и даже украли бронзовый бюст В.А. Дегтярёва с его могилы.
После Октябрьского переворота 1917 года декреты Советской власти об отделении церкви от государства, о свободе вероисповеданий лишили церковь влияния на обряд и культуру погребения. На смену религиозным обрядам похорон частично пришли гражданские, коснулось это и кладбищ.
Об этом поговорим в следующей публикации.
Источник:
Газета "Ковровская неделя" N 2, 14 января 2022 года.
Материал от [id59044062|Татьяны Борзых]
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев