И хотя оба певца, выходцы из крестьянских семей, в жизни дружили и с изрядной иронией относились к восхвалениям и любым сравнениям, ленфильмовская комедия «Музыкальная история», снятая Александром Ивановским и политэмигрантом из Вены Гербертом Раппапортом в 1940-м, где в исполнении Лемешева звучали народные песни «Вдоль по улице метелица метёт» и «Ах ты, душечка», фрагменты из опер «Кармен», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Марта», «Майская ночь», лишь подбросила дров в костёр соперничества советских теноров, пришедших на смену соловью императорских театров Леониду Собинову.
Кому Хозяин благоволил более? Судя по регалиям, к Козловскому, который ещё до войны получил орден «Знак почёта», орден Ленина, звание народного артиста СССР и Сталинскую премию I степени! Вторую, тоже I степени, он получит в 1949-м.
Лемешева даже не было в списке лауреатов премии II степени за «Музыкальную историю», где значились «засл. деятель искусств РСФСР А.В.Ивановский, артисты З.А.Фёдорова и Э.П.Гарин»!
Нет-нет, читатель, не волнуйся, никакой дискриминации. Просто заслуженного артиста РСФСР, также кавалера ордена «Знак Почёта», Сергея Лемешева наградили по другой линии – Сталинской премией II степени «за большие достижения в области театрально-вокального и киноискусства»!
Выход на экраны «Музыкальной истории», рассказанной с большим тактом, чувством меры, тонким пониманием законов жанра, точным воспроизведением атмосферы 30-х годов, ироническим наблюдением за «коммунальным бытом» тех лет, рассказом о новеньких, казавшихся каким-то чудом Домах культуры, метко схваченных смешных, но жизненных деталей, представляющих картину своеобразным и выдающимся фильмом своего времени, был встречен критиками с редкостным единодушием и энтузиазмом. В нём не найти, быть может, глубокого среза действительности, но и не отыскать приторной её лакировки. Не будем придираться и мы, спустя 85 лет!
Нет комментариев