Иван Константинович Айвазовский (1817—1900).
Особое внимание нужно уделить маринисту Ивану Айвазовскому.
Еще мальчиком Иван Айвазовский влюбился в морские просторы крымского побережья. Его бурное, романтическое воображение рисовало ночные штормы, бескрайние водные просторы и борьбу людей с разбушевавшейся стихией. Эти яркие образы нашли отражение в творчестве всей его жизни. Айвазовский стал единственным художником русской школы, посвятившим весь свой неординарный талант маринистической живописи. За свою долгую жизнь Иван Константинович Айвазовский создал около 6 тысяч произведений, слава и признание пришли к нему еще в молодости, его имя гремело на весь мир и вошло в историю мировой живописи. Море на его картинах фотографически реалистично, но он не писал его с натуры. Невозможно остановить движение волны, чтобы запечатлеть его кистью. Для этого нужно чувствовать море, понимать и предугадывать движения его вод, а это он умел. Айвазовского научило само море, еще в детстве, в родном Крыму.
Все знают Айвазовского как мариниста, но у него есть и картины на исторические сюжеты, жанровые сцены, на темы античной мифологии, виды городов, религиозные и аллегорические полотна, а также портреты. Вот лишь несколько из них: «Приезд Екатерины II в Феодосию», «Встреча Венеры на Олимпе», «Переход евреев через Черное море», «Цыганский табор», «Закат в степи», «В горах Кавказа», «Хождение по водам», «Свадьба на Украине».
Результаты крымской поездки были более чем удачными и увенчались долгожданной и заслуженной командировкой в Италию, в Рим – эту Мекку художественной жизни всей Европы. Там работала и большая группа русских живописцев, скульпторов, архитекторов, литераторов (и самостоятельных, и пенсионеров, как Айвазовский): Брюллов, Кипренский, С.Щедрин, А.Иванов, Иордан, Гоголь и многие другие. Айвазовский работает очень усердно и скоро становится в Риме одним из самых известных и модных художников. На него буквально сыплются заказы, о нем пишут восторженно все газеты: «…никто так не пишет здесь воду и морские виды». Множество художников, гораздо старше его, стали подражать ему в манере письма и после него в каждой лавочке уже красовались виды моря «а ля Айвазовский». Рим, Неаполь, Венеция, Амстердам, Лондон и даже самодовольный Париж восхищались его картинами, в которых так живо был передан солнечный или лунный свет, что люди, не искушенные в живописи, даже подозревали художника в «фокусничестве» (а нет ли у вас за картиной лампы или свечи?). Сам великий маринист Тернер, совершенно покоренный искусством Айвазовского, посвятил стихи юному художнику из России.
Да, недаром живое мастерство его лучших марин не превзошел еще никто и по сей день!
В своей же мастерской Иван Константинович неустанно занимался с молодыми художниками: годы работы ушли на создание особой школы крымского пейзажа. Там приобщались к живописи будущие известные художники: Лагорио, Фесслер, Куинджи, Магдесиян, Латри, Волошин, Богаевский. И сегодня в Феодосийской картинной галерее вас встретят работы самого великого художника - морениста.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев