)
Мой край текстильным нарекли не зря.
Здесь солнце вяжет в рощах кружева.
И по утрам, когда встает заря,
Ковром раскрытым кажется земля...
Как много чистых индустриальных грёз было в предвоенном фильме «Светлый путь»! Труд превращает простую работницу в знатного человека, который видит в зеркале светлое будущее и мрачное прошлое, а в мечтах летает на автомобиле над Москвой. Советскую Золушку сыграла знаменитая Любовь Орлова.
Фильм подводил итоги грандиозной идеологической кампании тридцатых годов – движения передовиков, маяков, знатных людей страны. Всё началось с правдинской статьи «Советские богатыри» от 6 сентября 1935 года – это был рассказ о шахтёрах Алексее Стаханове и Мироне Дюканове, о рекордных трудовых достижениях. А уже через неделю советский народ узнал о ткачихе Евдокии Виноградовой – она-то и стала первым прототипом Тани Морозовой из «Светлого пути». Позже к починам Евдокии Виноградовой присоединилась другая Виноградова – Мария. Все газеты и радиоточки затрубили о сёстрах Виноградовых – Дусе и Марусе.
Как известно, изобретатели Черепановы и кинорежиссёры Васильевы не были братьями, вот и ткачихи Виноградовы не были сёстрами. Просто рекорды породнили однофамилиц. Они трудились на Вичугской фабрике имени Ногина – в Ивановской области.
В октябре 1935-го пресса возвестила о всесоюзном рекорде – вдвоём Виноградовы обслуживали сто станков. На других фабриках страны началось виноградовское движение. Несколько месяцев на разных уровнях проверяли работу Виноградовых – боялись выдать за достижение «липу». А им уже по плечу оказались 148 станков.
В ноябре начался впечатляющий эксперимент: дуэт Виноградовых восемь месяцев обслуживал 216 станков. Это был мировой рекорд производительности труда. В 1938-м «сёстры» установили новый рекорд – 284 станка. Подхватывали знамя Виноградовых и другие вичугские передовые ткачихи – из прессы, например, было известно, что им подсобляла Подсобляева, которая немногим уступала знаменитым Дусе и Марусе…
За рубежом Дусю Виноградову называли «Мисс Советский Союз» – может быть, именно этот титул привлёк внимание Александрова и Орловой, выбиравших материал для злободневного фильма.
Первым порассуждал на тему «мисс» коминтерновский автор Фридрих, чьи англоязычные монографии издавались в СССР. Он писал: «Имя Дуси Виноградовой теперь знают не только в любом уголке Советского Союза, слава о её достижениях распространилась по всему миру. И сегодня сотни и тысячи лучших ударниц советской текстильной промышленности гордо носят звание «виноградовцев».
Между прочим, Евдокии Викторовне Виноградовой – так звучит её полное имя – всего только двадцать один год. Возможно, именно потому, что она так молода, как и её товарищи по работе, вся молодёжь Советского Союза относится к ней как к другу и сверстнице и называет её по-простому Дусей. Дуся всем известна, Дуся прославлена. Но её слава не имеет ничего общего с сомнительной и преходящей «славой» «мисс Европы».
Дусю можно было бы действительно назвать «мисс СССР», но только в советском смысле этого слова – её известность и популярность основаны на её творческой работе».
Ставили рекорды кузнец Горьковского автомобильного завода Александр Бусыгин, знатный машинист Пётр Кривонос, трактористка Паша Ангелина. Все добры молодцы и красны девицы – орденоносцы как один.
Стахановская кампания воспринималась в тридцатые годы как нечто свежее, остро актуальное – и кинорежиссёр Григорий Александров чувствовал это. Орлова начала вживаться в роль, осваивая ткацкое дело. Правда, в длительную экспедицию на Вичугскую фабрику они не поехали, занимались в Московском НИИ текстильной промышленности и на Глуховской фабрике, что в подмосковном Ногинске, где и снимали производственные сцены «Светлого пути». В Вичугу Орлова и Александров только заезжали – восхищённо понаблюдали за работой Виноградовых. Наставницей актрисы в ткацком деле стала однофамилица – московская ткачиха Орлова. Александров, наверное, посмеивался над «сёстрами Орловыми». Актриса сдала техминимум – как же без этого?
Александров снимал кино о «советской мечте». Американцы давно приспособили для отображения такой «мечты» фабулу «Золушки». Александрову и нужна была сказка – поначалу фильм и назывался «Золушка». Промышленность обещала поддержать ажиотажную рекламную кампанию выпуском духов, спичек и конфет «Золушка». Труд превращал Золушку в «мисс СССР», которую награждают в Кремле.
Название «Светлый путь» предложил после просмотра лучший друг кинематографистов – и все сразу почувствовали, что именно такого названия не хватало картине. Обошлись без спичек и духов. Зрительский успех не повторил рекордов «Весёлых ребят» и «Волги-Волги», да и Сталин, похвалив картину, всё же заметил, что «Волга-Волга» сильнее «по сатирическим зарядам». Зато много лет спустя героиня популярнейшей кинокартины 1980-го «Москва слезам не верит» отчасти повторит светлый путь Тани Морозовой...
А Иван Пырьев свой цикл музыкальных комедий снял за двенадцатилетие – с 1937-го («Богатая невеста» – «весёлая картина о труде», как определил её сам автор) до 1949-го («Кубанские казаки»). К 1937 году Пырьев был уже автором программного фильма эпохи больших сталинских процессов – «Партийный билет» (1936). Партийные организации спецпостановлениями обязывали каждого коммуниста посмотреть картину «в обязательном порядке». И после этого – комедия с развлекательной музыкой Дунаевского, с простыми сельскими типажами.
Более поздние попытки поднять на пьедестал новых передовиков производства не повторили успеха тридцатых годов…
И всё-таки труд в советской стране был «больше, чем труд». Именно трудовая рабоче-крестьянская логика помогла избежать многих идеологических искривлений. Женщины получили все права – но не ударились в агрессивный феминизм. Теория «стакана воды» не обернулась уничтожением семьи. И левая идея в России не выродилась в «гей-парад». Сегодня мы можем лишь мечтать о таком отношении к труду, который был в те далёкие уже годы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8