Многие исследователи отмечали некую двойственность положения кавказских женщин. С одной стороны, древние законы чести требуют от мужчин поистине рыцарского отношения к представительницам прекрасного пола, но с другой стороны, горянки заметно ограничены в социальных правах.
Согласно обычаям, все еще сохраняющимся на Северном Кавказе, женщина не может даже разговаривать с посторонними людьми. И причина такого запрета кроется не только в предписаниях ислама.
Культурные различия
Нормы общественного поведения, принятые на Кавказе, заметно отличаются от русских обычаев. Например, в 1925 году специально для военнослужащих РККА была подготовлена «Памятка красноармейцу как относиться к населению во время манёвров в Чечне».
В этом документе говорится: «Женщина-чеченка не пользуется никакими правами, она является собственностью своего отца или своего мужа. На женщину смотрят как на рабочую силу, которая обязана выполнять все домашние работы... Женщина не имеет права есть вместе с мужчиной, она должна жить в отдельной комнате».
Памятка советовала красноармейцам не разговаривать с горянками, не здороваться с ними за руку, не похлопывать по плечу и не прикасаться, вообще. Оставаться наедине с местными жительницами, откровенно и подолгу рассматривать их, подшучивать или насмехаться над женщинами тоже не рекомендовалось.
Эти советы взялись не с потолка. Действительно, обычаи запрещали жительницам Кавказа даже разговаривать с посторонними людьми, не говоря уже о прикосновениях или общении наедине.
По кодексу чести
Известный писатель Шапи Казиев и кандидат исторических наук Игорь Карпеев – соавторы книги «Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке» (Москва, 2003 г.). Они отметили, что у каждого народа в данном регионе с древних времен существует свод этических норм и правил, настоящий кодекс чести.
Эти неписаные моральные законы регулируют все аспекты жизни человека, его поведение в обществе, семейные отношения, бытовые и правовые вопросы.
«Определяющим нравственным стержнем горцев выступают совесть, достоинство, мужество и честь. Лишиться их означает для горцев потерять больше, чем жизнь», – написали Ш.М. Казиев и И.В. Карпеев.
Например, кодекс чести ингушей называется «Эздел», что в переводе означает: «образец для подражания, обладающий высокими духовными качествами». Структуру Эздела составляют следующие понятия:
Эхь – добросовестность;
Бехк – добропорядочность;
Юхь – достоинство;
ГIулакх – добродетельность;
Яхь – высокая мера моральной ответственности человека за собственные поступки.
Аналогичный чеченский кодекс чести носит название «Нохчалла», адыгский – «Адыгэ Хабзэ», абхазский – «Апсуара». Все они содержат некий образец идеальной личности, по мнению горцев Кавказа.
Кодексы учат людей превыше всего ценить свою честь, проявлять благородство, мужество и гостеприимство, уважать старших, демонстрировать скромность и терпение в любой ситуации.
Эти неписаные своды правил поведения также жестко регламентируют жизнь представительниц прекрасного пола.
Гендерные роли
Два кандидата исторических наук – Лариса Гукетлова и Залина Шоранова – совместно написали статью «Женская этика в культуре народов Северного Кавказа», которая опубликована в журнале «Актуальные вопросы современной науки» (№ 36, 2014 год).
Они считают, что основные принципы морально-поведенческих норм, регулирующих жизнь горянок, почти не отличаются у всех народов данного региона.
«Эталон женщины, женского поведения и ее этики описан и обоснован в национальных морально-этических кодексах. В качестве примера можно взять описание достойной женщины в Адыгэ Хабзэ (адыгский этический кодекс) и экстраполировать его на любой этнос Кавказа. Отличия если и будут, то незначительные», – признают Л.Х. Гукетлова и З.В. Шоранова.
Если от мужчины кодекс требует проявления силы воли, храбрости, твердости, великодушия, то женщина обязана обладать другими качествами. Это доброта, душевность, мягкость, учтивость, приветливость и обязательно – умение вести хозяйство.
На четкую регламентацию гендерных ролей в традиционном кавказском обществе указывает и другой исследователь – кандидат философских наук Борис Харсиев. Об этом он пишет в своей статье «Проекция женщины в традиционном обществе Северного Кавказа и в цивилизованном пространстве Европы», которая вышла в журнале «История, археология и этнография Кавказа» (том 15, № 4 за 2019 год).
«Правила половозрастной стратификации ингушей, в том числе семейного цикла, выстроены на строгой ориентации гендерных ролей, регулятором которых является этический кодекс Эхь-Эздел», – отметил Б.М.-Г. Харсиев.
Кодекс, по мнению ученого, определяет нормы поведения, желательные для каждого человека в зависимости от его половой принадлежности. То есть, у мужчин – свои моральные установки и правила, у женщин – свои. И эта четкая регламентация гендерных ролей помогает людям выстраивать гармоничные взаимоотношения в социуме.
Иными словами, благодаря кодексу каждый человек знает свое место в семье и обществе, список обязанностей и прав. И женщине запрещено разговаривать с посторонними людьми, поскольку общение, выходящее за рамки семьи, не соответствует установленной для нее гендерной роли – хранительницы домашнего очага.
Нормы шариата
Патриархальные обычаи кавказских народов, определяющие зависимое положение женщины от отца или мужа, нашли дополнительное обоснование в нормах шариата.
Как известно, уже в X-XI веках исламские миссионеры начали активно проповедовать на Северном Кавказе. А во времена Золотой Орды имела место настоящая религиозная экспансия, завершившаяся в XV веке, когда большинство жителей региона стали мусульманами.
Кирилл Королев и Андрей Лактионов – авторы издания «Ислам классический: энциклопедия» (Санкт-Петербург, 2005 ). Они написали, что нормы религиозного права жестко регламентировали жизнь представительниц прекрасного пола.
О каких вольностях в виде разговоров с посторонними можно говорить, если замужняя мусульманка не имеет права выходить из дома без сопровождения мужа или другого близкого родственника. Чужой мужчина не может увидеть женщину без покрывала или чадры.
«Вне пределов дома и семьи женщина остается харам (запретной); в доме женщины обитают на отдельной половине, также именуемой "харам" (отсюда слово "гарем"), вместе с несовершеннолетними детьми», – говорится в издании «Ислам классический: энциклопедия».
Обычай избегания
Люди, приезжающие на Кавказ по делам или с туристическими целями, часто сталкиваются с нежеланием горянок общаться с ними. Но мало кто знает, что некоторые из местных женщин, в принципе, лишены права говорить. Речь идет о так называемом обычае избегания, который уходит корнями в глубокую древность.
Доктор исторических наук Татьяна Невская написала статью «Традиции "избегания" в кавказской семье (XVII-XXI)», которая опубликована в журнале «Культурная жизнь Юга России» (№ 2 за 2015 год). Исследовательница обратила внимание, что у некоторых народов региона до сегодняшнего дня сохранился обычай, запрещающий молодой женщине общаться со старшими родственниками мужа.
«Разговорный запрет у народов Дагестана назывался "держать язык". При необходимости невестка передавала сообщение или просьбу свекрови через кого-либо из детей. В строгих семьях это ограничение длилось всю жизнь, в других невестке разрешали говорить с родителями мужа после рождения ребёнка», – отметила Т.А. Невская.
Обычай избегания характерен для всех народов Северного Кавказа. Он ограничивает не только женщин. Например, молодой муж не может разговаривать с супругой в присутствии родственников, обращаться к ней по имени, сидеть с ней за одним столом. Общение горца с детьми также строго регламентировано. Брать малыша на руки и играть с ним считается исключительно женской прерогативой.
То есть, некоторые кавказские женщины не общаются с посторонними, поскольку им, по традиции, вообще, говорить не положено.
По мнению этнографов, обычай избегания возник еще в древности, когда под одной крышей жили все члены большой патриархальной семьи. В этой скученной атмосфере, когда в одном помещении постоянно находились золовки, девери, свекор со свекровью, молчание невестки позволяло избегать возможных семейных ссор.
Женщина-затворница
В советское время власти начали активную борьбу с обычаем, который заставлял горянок держать язык за зубами. Молодые женщины, не имевшие права говорить, вели замкнутый образ жизни, никуда не выходили из дома.
Очевидно, в прежние времена представительницам прекрасного пола было просто опасно покидать родной очаг, надежно охраняемый мужчинами. Но в ХХ веке, когда органы правопорядка покончили с бандитизмом, традиция стала мешать. Горянки не могли даже самостоятельно ходить по магазинам, а о получении профессионального образования никто и не заикался.
«Серьезной проблемой стало отсутствие тёплой одежды, которая не была предусмотрена традиционным женским костюм народов Кавказа. Зимой женщина могла выйти из дома только во двор или за водой, накинув несколько шалей и платков... В таких условиях не могло быть и речи о том, чтобы пойти на работу или на собрание», – посетовала на непростую судьбу горянок Т.А. Невская.
Поэтому власти СССР выдавали женщинам из бедных семей Северного Кавказа готовые пальто, а партийных работников обязали купить теплую одежду своим женам.
Учитывая культурные и религиозные особенности жизни горянок, открытые в аулах магазины стали выделять отдельные часы, когда за товарами могли приходить лишь женщины, а мужчин в это время в торговую точку не пускали. И здесь представительницы прекрасного пола могли общаться хотя бы между собой.
Непросто приходилось русским врачам, по направлению приезжавшим работать в горные аулы. Часто молодой мужчина-доктор сталкивался с тем, что пациентки просто не являются на прием, а пришедшего к ним домой медработника никто не пускал к горянкам. Русские врачи-женщины были вынуждены учить местные наречия, чтобы иметь возможность поговорить с пациентками, узнать об их самочувствии.
Молчание в знак вежливости
А может быть, женское молчание на Кавказе является проявлением вежливости. Например, доктор исторических наук Надежда Блейх написала статью «Положение женщины-горянки в семье и обществе (XIX век)», которая опубликована в журнале «Вестник Сургутского государственного педагогического университета» (№ 3 за 2016 год).
Автор считает, что женское молчание и почтительное отношение к мужчинам, особенно старшим, являлось естественным проявлением благодарности за галантное отношение представителей сильного пола.
«Просьбу о помощи мужчина обязан был выполнить беспрекословно, хотя в семейных отношениях он был доминирующим лицом, а жена, по обычаю, должна была оказывать ему знаки покорности и почтения.
Именно вежливостью объясняются обычаи избегания, требующие уступать дорогу мужчине, стоять при нем, говорить шепотом и т.д. Ответную вежливость по отношению к слабому полу проявляли и мужчины», – считает Н.О. Блейх.
Обычаи избегания истолковываются как демонстрация взаимного уважения друг к другу и другими учеными, исследующими традиции жителей Северного Кавказа.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев