…Фильм «Севиль» должен был рассказать зрителям о том, как советская власть помогла молодой женщине наказать бывшего мужа, толстосума и изменника. Главная героиня не только вернула себе сына, с которым, согласно закону шариата, была разлучена при разводе, но и завоевала всеобщее уважение и заняла достойное место в социалистическом обществе.
Драматург и сценарист «Севили» Джафар Джаббарлы видел в главной роли только азербайджанку и взялся сам найти ее исполнительницу. Но сказать было проще, чем сделать. В 1920-е годы в Азербайджане не просто не было актрис кино: найти девушку, появляющуюся в свете с открытым лицом, и то представлялось проблемой. Джаббарлы встретил Иззет Оруджеву в фойе популярного в те годы бакинского кинотеатра «Тайаря» – сюда ходила только продвинутая молодежь, так что вышедшей с сеанса девушке по крайней мере не надо было объяснять, что такое кино и почему оно считается важнейшим из искусств.
Иззет Оруджева обладала всеми необходимыми для актрисы немого кино данными: большие выразительные глаза, красивые скулы, точеный профиль, богатая мимика. «Она могла выглядеть бесконечно печальной, но через несколько минут ее глаза уже искрились смехом, и было в ее лице нечто, что выдавало натуру смелую и решительную», – вспоминал впоследствии режиссер фильма «Севиль» Амо Бекназаров. Именно так и должна была выглядеть главная героиня, которой предстояло продемонстрировать женщинам Азербайджана великую метаморфозу.
Камера полюбила Оруджеву. Севиль в ее исполнении попала в десятку и стала национальным достоянием. Ее обожали, ею гордились, ей подражали. Бакинские девушки копировали ее прическу, мимику, манеру одеваться. И что важнее, взяли на вооружение ее модель поведения. «Я помогла азербайджанским женщинам эмансипироваться», – вспоминала позже с улыбкой Иззет ханым.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев