Согласно славянским мифам, Род родил Вселенную из себя самого. Всё во Вселенной порождено Родом и является им – в разных его проявлениях. Род есть всё, ведь Дух его везде: в солнце и луне, дожде и ветре, рассекающих небо молниях и земной тверди… Поистине: силы Природы суть лики Творца, обращённые к нам.
Разумный человек не может выбросить в реку консервную банку, оставить мусор в лесу – ведь этим он проявит неуважение к Творцу.
Никогда не сломает живое деревце, не раздавит лягушку… Ибо Всевышний – Род – проявляет себя и в великом и в малом. «Плевать в воду – всё равно, что матери в глаза», – гласит народная мудрость… Столь же трепетно отношение разумного человека ко всем живым существам.
Одна из важнейших неписаных заповедей традиционной культуры – «Не убивай без нужды». У многих народов мира (в том числе и у наших предков – славян) в древности существовал обычай просить прощения у убитого животного или срубленного дерева, объясняя ему, что это убийство было необходимостью.
Можно сколько угодно смеяться над «наивностью» древних. Но задумайтесь: кто выше нравственно –древний предок или современник, занимающийся отстрелом уток ради развлечения? И по сей день Жизнь является священной (не на словах, а на деле!) для многих народов, сохранивших хотя бы частично древнее миропонимание.
Так, индусы стремятся избежать беспричинного убийства любых живых существ (знаменитый принцип «ахимсы» - ненасилия). Точно так же поступают буддисты (как известно, буддизм вышел из Индии).
В древнеиндийских «Законах Ману» сказано: «Сколько волос на шкуре убитого животного, столько раз убивающий животных из прихоти принимает насильственную смерть в будущих рождениях».
В одном из храмов современной Японии (жители которой исповедуют не только буддизм, но и «синто» – ведическую веру своих предков) ежегодно совершается заупокойная служба по душам китов, погибших от рук китобоев…
Долг каждого здравомыслящего человека - чтить Природу, уважать всё сущее – и живое и неживое. В определённом смысле живо всё – ибо, как уже говорилось ранее, во всём есть Дух Рода. Выражать же своё почтение к Природе можно по-разному….
Почти все праздники связаны с природными циклами. Совершая священные обряды, мы общаемся с Богами, кои суть Силы Мира, благодарим за Дары их…. Солнце-Даждьбог даёт свет и тепло всему сущему на Земле – как же можно не славить Его? Как можно не чтить Мать-Сыру-Землю, нашу кормилицу?
Пусть кто-то» считает Её бездушной глыбой – оставим это на их совести. Мы же, подобно нашим пращурам, ведаем иное – и потому на каждом обряде бьём Ей земной поклон… Разумеется, почитание Природы одними ритуалами не ограничивается – не менее важно чтить её и в повседневной жизни.
Тот, кто на обрядах славит Мать-Землю, а потом обезображивает Её лицо, швыряя мусор себе под ноги – лицемер. Предки наши всякое дело мыслили как священное, не теряя связи с Богами даже в бытовых мелочах. По сути дела, вся жизнь – непрерывное богослужение.
Вообще, в славянской Традиции существует множество разнообразных
практик, направленных на общение с Природой. Хождение по горящим углям, например, помогает очиститься, избавиться от различных болезней, укрепить свой дух.
Целительные свойства огнехождения объяснимы и с позиций современной медицины: известно, что на стопах находятся биологически активные точки, прижигание которых способствует исцелению от недугов.
Растирание снегом, вбирание в себя силы Земли, общение с деревьями: эти и многие другие духовные и оздоровительные практики помогают обрести гармонию с Миром, а, значит – здоровье, силу и мудрость. Особо следует рассказать об общении с природными духами.
Согласно славянским традиционным представлениям, Природа населена различными духовными сущностями. В реках и озёрах живут водяные и русалки, в лесу – лешие.
Они вовсе не являются «бесами», неким «абсолютным злом», изначально враждебным человеку. Напротив – от духов можно получить помощь и поддержку. Для этого нужно всего лишь вести себя должным образом – человеку, разбрасывающему по лесу пластиковые бутылки, Леший помогать не станет. А тому, кто относится к лесу и его обитателям с уважением – поможет.
Например – выведет на верную тропу, если человек вдруг заблудится. Кстати говоря, есть такой обычай: при входе в лес оставлять лешему небольшой подарок (ломоть хлеба, булочку и т.п.). Лесной дух, конечно, хлеб есть не станет – но важно выразить своё уважительное отношение к «хозяину». Можно даже ничего не оставлять – просто поклониться лешему, поприветствовать его.
Радарь Мирослав.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев