Детки растут по-разному. Кто-то стремится вырасти побыстрее, прямо-таки торопится стать большим и взрослым; кто-то наоборот, он и встает на ножки позже, начинает говорить, рисовать чуть позже своих сверстников.
Конечно, существуют нормы развития детей, но это весьма и весьма приблизительные стандарты.
Поэтому рисунок является чуть более «точным инструментом» в изучении развития ребенка.
Психолог Рода Келлог собрала и изучила свыше миллиона рисунков маленьких детей.
В результате наблюдений за развитием ребенка и эволюцией его рисунков она доказала, что рисунки детей в возрасте двух лет вовсе не являются бесцельным размазыванием красок и
что в них можно выделить 20 типов знаков.
Точки, линии, кружочки — все это отражения отдельных движений мышц ребенка. Они не подконтрольны зрительно, да и ребенок еще не в состоянии контролировать большинство своих движений, а значит так «рисует» его подсознание.
Ведь давным давно доказано, что ребенок не рождается с «чистым как лист» мозгом, еще в утробе матери у него формируются эмоции, подсознательные действия, а уж к двум годам формируются и многие необходимые ребенку навыки. И поэтому на третьем году жизни почти каждый ребенок уже умеет рисовать такие знаки. Считается, что если этот навык еще не сформирован, то ребенок отстает в развитии, а точнее отстает в развитии его мелкая моторика, т.е. движение пальчиков, а их развитие тесно связано с развитием мозга.
Так вот, развитие — процесс поэтапный. Уже к году-полтора ребенок рисует на бумаге каракули и ставит точки. А к трем годам его кривулины уже начинают походить на что-то более осознанное: напоминающее буквы, всевозможных размеров круги, иногда с двумя точками, напоминающие голову человека.
Хотя символика этих рисунков понятна только ему одному, рисунок уже перестает быть просто каракулями. В нем появляется смысл.
К трем с половиной-четырем годам ребенок начинает рисовать цветные рисунки, а в рисунках уже можно увидеть голову и туловище человека, которое иногда бывает порой меньше головы.
С точки зрения развития это знак того, что ребенок своим мыслям и эмоциям уделяет больше внимания, чем телу. Хотя в этом возрасте о теле заботится в основном мама :)
В этом возрасте лучшим показателем эмоционального состояния будет именно выбор цвета, а не соотношение размеров головы и тела.
Теплые тона: желтый, оранжевый, розовый, и спокойные холодные цвета: зеленый, синий и голубой, считаются цветами положительного эмоционального настроения.
Горячий красный цвет – может свидетельствовать об эмоциональном перенапряжении или даже рассматриваться как символ агрессии. Однако стоит помнить и о том, что подвижные и эмоциональные дети любят яркие краски, например ярко-малиновый который близок к красному. То же самое можно сказать и о фиолетовом цвете, который считается свидетельствует о каком-то напряжении, которое испытывает автор, и должен насторожить родителей и прежде чем начать волноваться спросите ребенка почему он его выбрал, может ему нравится мамино фиолетовое платье и сейчас это его любимый цвет.
Темные и бледные цвета, а также серый и черный часто выбирают скромные, тихие «серьезные» дети. Не пугайтесь, это не страшно. А вот когда черный цвет значительно преобладает в рисунках, а ребенок рисует жирными линиями в сочетании с сильным нажимом, на рисунках присутствуют элементы, часто заштрихованные черным цветом - стоит призадуматься и сходить в гости к детскому психологу.
Эти признаки свидетельствуют о подавленности и тревоге, которые испытывает ребенок.
В возрасте 3-4х лет яркие цвета дети используют для всего «красивого» - разукрашивают им любимых людей. Темные, наоборот - используются для рисования того, что меньше всего заслуживает внимание ребенка.
И вот уже в цветном варианте в рисунках появляются вполне полноценные человечки в одежде, в ботинках, даже иногда с пальчиками.
Среди рисунков появляются элементы букв, цифр, хотя часто и перевернутых зеркально.
Это оттого, что понятие лево-право у ребенка пока не существует. Пока еще слабо выражена право или леворукость.
К пяти годам ребенок уже может написать свое имя печатными буквами, а рисунки начинают носить сюжетный характер. Теперь понятно где мама, папа, кот и что они все делают.
С особенным удовольствием дети рисуют разных животных, птиц, предметы быта, деревья, цветы, машинки.
Мальчишки пяти-шести лет активно рисуют панорамы военных действий, рисунки где они герои, иногда у них даже получаются рисунки-комиксы, где на одном листе бумаги могут быть нарисованы этапы каких-либо действий. А девочки рисуют красивых девушек или куколок в разных нарядах, большинство из них принцессы и конечно в основном это они сами.
Эволюция рисунка хорошо прослеживается лет до десяти-одиннадцати, когда появляется стремление реалистично отображать в рисунке все увиденное.
Именно в этот период взрослым необходимо быть очень внимательными в оценке творчества ребенка. Ведь у детей в отличии от взрослых существует теснейшая связь между духовным и телесным, поэтому дети демонстрирует свои чувства и рисуют то, что чувствуют, не анализируя с точки зрения эстетики и этики свои рисунки. И если кто-то неосторожно начинает критиковать или поправлять его, то возникает риск, что ребенок «закроется» и навсегда решит, что рисовать не умеет.
Вообще, в психотерапии существует множество рисуночных тестов, которые наиболее полно помогут рассказать о внутреннем мире ребенка, о его душевных переживаниях, о его отношениях к окружающим его людям.
Сегодня я расскажу о базовом тесте, который будет полезен не только в работе с детьми, но и с подростками и даже со взрослыми.
Итак, если у Вас в семье начинаются разногласия, ссоры и обиды, то проведите со своими близкими такой тест. Сядьте за стол и нарисуйте рисунок под названием «Моя семья».
Тест «Моя семья»
Вам понадобятся: лист бумаги для рисования (лучше альбомный), цветные карандаши, ластик.
Начинайте рисовать, все вместе, только при одном условии — никто не должен подглядывать и никто не должен никого поправлять.
Знайте, что при рисовании дети полностью «уходят» в работу и любое вмешательство может привести к искажениям или к полному отказу от теста. Взрослые, не мешайте детям!!!
Психологическое состояние, неосознанные или скрытые проблемы, отношение к каждому члену семьи и восприятие себя в семье в целом — все это отражается в рисунке человека.
Важно отметить также и время исполнения рисунка, сила нажима на карандаш и соотношение размера рисунка и листа в целом.
Конечно, наиболее полный и точный анализ рисунка можно получить при занятиях с опытным психологом, но общую трактовку теста можно провести и самим.
Вот главные критерии, на которые стоит обратить внимание:
о Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус человека и его оптимизм.
о Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и о возможных страхах.
о Широкие штрихи, масштабность изображения, отсутствие предварительных зарисовок и дальнейших дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
□ Если изображение неустойчиво, смазано, содержит множество пересекающихся линий или же было много стираний, то можно сделать вывод о повышенной нервной возбудимости и гиперактивности художника.
□ Минимум деталей в рисунке, говорит о замкнутости и желании побыть в одиночестве, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о скрытом беспокойстве.
Очень важным, даже наиглавнейшим индикатором внутреннего состояния человека является:
□ Размер изображенного родственника или предмета говорит о его значимости.
Чем больше изображаемый «главный», тем он важнее для художника. Если собака или кот большего размера, чем нарисованный родственник, то родственник для испытуемого находится где-то на втором плане, а сам объект (пес или кот) на данный момент важнее и ближе.
Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка сейчас важнее.
Ребенок всегда большим рисует того, кто его сейчас волнует больше.
Если большая фигура на листе он сам, то это говорит о том, что он чувствует себя уверенно. Если же наоборот ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка и ему очень нужна поддержка того (внимание!) чья фигура нарисована к нему ближе всех. То же самое относится и к рисункам взрослых.
□ Если испытуемый раскрасил себя в какой-то один цвет и этот цвет повторяется еще в чьем-то изображении, значит, он испытывает к этому человеку симпатию.
□ Член семьи, вызывающий наибольшую тревожность часто бывает нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей линией.
□ Если кого-то из членов семьи испытуемый не нарисовал, это может означать нежелание видеть этого человека и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
□ Тот, кого испытуемый нарисовал ближе всех к себе — самый близкий для него человек, особенно если они нарисованы взявшимися за руки или обнимающими друг друга.
□ Если испытуемый ребенок, то важно знать, что в его представлении наиболее умный человек имеет самую большую голову.
□ Большие расширенные глаза в рисунке — знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-«точечки» или «щелочки» у независимого, ничего не просящего человека.|
□ Человек, нарисованный без ушей, — символ того, что он «не слышит» испытуемого или вообще никого в семье.
□ Человек с открытым большим ртом воспринимается как источник угрозы. Рот, нарисованный в виде черточки, принадлежит человеку, скрывающему свои чувства и не способному влиять на других.
□ Чем больше у человека руки, тем он могущественнее, чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для испытуемого человек.
□ Ноги, нарисованные «повисшими в воздухе», не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
□ Отсутствие рук-ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития ребенка.
Это конечно весьма общие представления о трактовке рисунка, но и они могут многое сказать об отношении испытуемого к близким. Важно помнить, что чем лучше человек умеет рисовать, тем менее нужно внимания уделять внешнему виду объекта и больше его месту на листе, размеру и цветовой гамме.
Рисунок говорит о благополучии в семье, если:
1. На рисунке изображены все члены семьи без исключения
2. Фигуры даны в пропорциональных соотношениях: соблюдается относительный рост родителей, а рост детей соответствует их возрасту. Все стоят равноправно, на одном уровне, взявшись за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
Тревожные сигналы во взаимоотношениях, если:
1. Чрезмерно большие пропорции родителей — показатель авторитарности, стремления командовать детьми, давить на них авторитетом, не признавать прав; безусловная уверенность в праве родителей карать и миловать.
2. Очень большие пропорции самого ребенка — показатель конфронтации с родителями; возможно наличия конфликта из-за стремления доказать свою значимость.
3. Объект нарисовал только себя — стремление быть в центре внимания, и убежденность, будто окружающие просто обязаны думать и заботиться только о нем. Начало проявления эгоизма.
4. Если испытуемого нет на рисунке, то это показатель того, что он не видит себя частью семьи, он чувствует себя в ней лишним.
И в довесок могу сказать вот что: при интерпретации рисунка важно помнить, что он отображает состояние «здесь и сейчас», а значит, что это отражение состояния на сегодняшний момент. И прежде чем делать какие-либо более серьезные выводы важно поговорить со своими домочадцами, выяснить у кого-какие проблемы и как они намерены их решать, важно принимать во внимание даже состояние здоровья на момент проведения тестирования и САМОЕ ВАЖНОЕ — ТЕСТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ 100% ПОКАЗАТЕЛЕМ, он ВСЕГО ЛИШЬ ВЫЯВЛЯЕТ ТЕНДЕНЦИИ В ОТНОШЕНИЯХ В СЕМЬЕ.
Помните об этом и живите дружно :)
#веселыйжирафорел
#Наталья_Валерьевна
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев