СТРЕЛОК
«Стрелок» (старое написание «Стрѣлокъ») — парусно-винтовой клипер шестипушечного ранга Российского Императорского флота. Является вторым клипером типа «Разбойник» построенным в Архангельске («Разбойник», «Стрелок», «Джигит», «Пластун», «Опричник» и «Наездник»). Эти корабли стали первыми в России паровыми судами-крейсерами.
«Стрелок» зачислен на службу на Балтике, затем переведён на Дальний Восток России, после чего вновь вернулся на Балтику, тем самым совершив кругосветное плавание. На Тихом океане экипаж корабля внёс большой вклад в изучение Приморья. Его именем названы несколько географических объектов на побережье Японского моря.
«Стрелок», как и остальные корабли проекта, был заложен в Архангельске 5 января 1856 года. Закладку корпусов произвели старший корабельный инженер порта полковник корпуса корабельных инженеров А. Т. Загуляев и младший инженер поручик корпуса корабельных инженеров В. П. Василевский С 6 февраля постройкой корпусов кораблей «Стрелок», «Джигит» и «Наездник» занимался штабс-капитан П. К. Митрофанов (позже, за их постройку он был произведен в подполковники корпуса корабельных инженеров). 15 марта руководство Ижорских заводов получило распоряжение о доставке в Кронштадт механизмов на два клипера, а для третьего только котлы. Остальные механизмы следовало отправить в Кронштадт в течение лета 1856 года. По распоряжению управляющего Морским министерством от 9 июня 1856 года строящиеся корабли были классифицированы как винтовые клипера, приравненные по рангу к корветам. Машины для клиперов поступали в разобранном виде — по двадцать частей массой от 330 до 2550 кг, а паровые котлы — по девять, массой от 570 до 3000 кг. Суммарная масса машины, гребного вала и гребного винта достигала 33,7 тонн. Сборкой судовых механизмов клиперов занимались на Ширшемском заводе. Кроме машин, на Ижорских заводах изготавливали камбузные плиты, морские помпы, иллюминаторы и прочие дельные вещи. В июне для комплектования команд клиперов прибыли моряки-черноморцы, ранее участвовавшие в обороне Севастополя. Спуск на воду состоялся 20 июня. 29 июля «Стрелок», «Разбойник», «Пластун», «Джигит» вышли под парусами, и в начале сентября прибыли в Кронштадт. Данный переход показал отличные мореходные качества клиперов, но недостаточность текущего парусного вооружения типа трехмачтовой гафельной шхуны, и необходимость его усиления до типа баркентина. Далее их разоружили и на зиму поставили в доки для установки механизмов и паровых машин, доставленных с Ижорских заводов, а при участии капитана 1-го ранга А. А. Попова был разработан новый чертёж парусности. В ходе постройки было пересмотрено использование данных кораблей для крейсерских операций на Дальневосточных коммуникациях.
Весной 1857 года «Разбойник», «Стрелок», «Пластун» и «Джигит» были выведены из доков и вооружены, после чего они вступили в кампанию.
В 1857 году капитан 1-го ранга Д. И. Кузнецов возглавил 1-й Амурский отряд винтовых судов отправляющихся на Дальний Восток России. В отряд были включены «Воевода» (капитан-лейтенант Ф. Я. Брюммер, брейд-вымпел начальника отряда), «Боярин» (капитан 2-го ранга А. П. Гревенс), «Новик» (капитан-лейтенант Ф. Г. Стааль 2-й), «Джигит» (капитан-лейтенант барон Г. Г. Майдель), «Пластун» (капитан-лейтенант Мацкевич), «Стрелок» (капитан-лейтенант И. И. Федорович) и транспорт Русско-американской Компании «Император Николай I». Штаб Д. И. Кузнецова располагался на «Воеводе» (секретарь начальника отряда, коллежский асессор барон А. Е. Врангель, дежурный штаб-офицер лейтенант Давыдов, старший штурманский офицер подпоручик Казаков). Переход отряда осуществлялся раздельно. 19 сентября (1 октября) 1857 года первыми вышли «Стрелок», «Пластун» и «Джигит». Во время перехода, 17 апреля 1858 года Дмитрий Иванович был произведён в контр-адмиралы. Во время перехода, А. А. Попов вновь изменил парусное вооружение клиперов, сделав его по типу барк — оснастив прямыми парусами и грот-мачту. Данное вооружение оказалось наиболее удачным для всех архангельских клиперов. В походе капитан 1-го ранга Д. И. Кузнецов отмечал: «Во всех портах иностранные морские офицеры любовались наружным видом клиперов … Образование носовых линий превосходное, корветы и клиперы свободно разрезают воду, не претерпевают ударов в носовую часть и на волнение всходят легко. „Джигит“, имея два паровых котла, никогда не уступал в ходу прочим судам отряда с тремя котлами, между тем топлива брал на семь дней, когда прочие клиперы имеют его не более чем на четыре или пять дней. При 24 фунтах пара (1,68 атмосферы) ход был шесть узлов (11,1 км/ч), а при 45 (3,15 атмосферы) доходил до восьми — девяти (14,8-16,7 км/ч). Большая часть перехода осуществлялась под парусами. …».
28 июня (10 июля) 1858 года отряд пришёл в Гонконг, где Д. И. Кузнецов получил распоряжение от вице-адмирала графа Е. В. Путятина отправить клиперы «Стрелок» и «Пластун» в Печелийский залив, а сам с оставшимися кораблями отряда отправится к Де-Кастри. 7 сентября вице-адмирал Д. И. Кузнецов спустил свой брейд-вымпел, и отряд перешёл под командование начальника Сибирской флотилии. А клипер остался в распоряжении вице-адмирала графа Е. В. Путятина. В этом же году командой клипера «Стрелок» в северо-восточной части залива Петра Великого был описан и назван в честь своего корабля залив Стрелок, а также на востоке этого залива была открыта и описана новая бухта (ныне бухта Анна). Далее был произведён промер и опись побережья Японского моря от залива Ольга до Императорской Гавани (ныне Советская Гавань).
7 (19) июня 1859 года Генерал-губернатор граф Н. Н. Муравьёв-Амурский поднял свой флаг на пароходо-корвете «Америка» для осуществления визитов в Южные гавани Приморья для встречи там с экспедицией К. Ф. Будогосского и сбора новых сведений; в Империю Цин к генерал-майору Н. П. Игнатьеву для переговоров с властями Цинской империи об уточнении пограничной линии определённой Айгунским договором; и в Эдо (ныне Токио) для переговоров и решения «Сахалинского вопроса». В сопровождение «Америке» были определены: «Боярин», «Воевода», «Стрелок», «Пластун» и транспорт «Японец». Местом сбора отряда стал порт Хакодате, куда корабли начали прибывать с 11 июня. В Японии состав отряда пополнился клипером «Джигит», ранее находившийся в распоряжении Российского консула в Японии. 15 июня корабли двумя группами (первая: «Америка» под брейд-вымпелом графа Н. Н. Муравьева-Амурского, «Воевода», «Японец» во время перехода к первой группе присоединился транспорт «Манджур» с экспедицией В. М. Бабкина и вторая: «Боярин», «Стрелок», «Пластун», «Джигит») отправились к Южным гаваням Приморья, описывая острова, бухты, заливы и производя съёмку береговой линии. 20 июня в Новгородскую гавань (ныне залив Посьета), где уже находились «Америка» и «Воевода», подошла вторая группа кораблей. Несколько дней экипажи всех кораблей произвели промер глубин у входа в гавань, и провели наблюдения за приливами и отливами. 25 июня (7 июля) 1859 года корабли ушли из залива в Империю Цин. По возвращении в Россию, экипажем клипера «Стрелок» была описана и нанесена на карту группа островов под названием Острова Голые (ныне архипелаг Римского-Корсакова). Эти острова впервые были обнаружены в 1851 году французскими китобоями, и в 1852 году французские моряки с брига «Каприз» описали и назвали их фр. Iles Pelees. Далее бала изучена, частично обследована и описана экипажами клипера «Стрелок» и пароходо-корвета «Америка» другая группа островов — ныне архипелаг Императрицы Евгении. Также моряки клипера «Стрелок» исследовали, описали и дали название острову Маячный (ныне Аскольд) и бухте на юго-западе острова между мысами Елагина и Кошелева (ныне бухта Наездник). Также был исследован пролив, разделяющий остров Маячный от острова Пятятина, который назвали в честь одного из первых русских винтовых фрегатов «Аскольд». Посредине этого пролива была обнаружена и исследована группа скал (ныне камни Унковского).
С началом навигации 1860 года командиром клипера назначен капитан-лейтенант А. Сухомлин. «Стрелок» ходил в Татарском проливе и Охотском море. В апреле экипаж занимался гидрографическими работами, промером и описью устьев рек в заливе Петра Великого. По пути к Де-Кастри М. А. Бакунин с борта клипера бежал в Японию, за что в 1862 году капитан-лейтенант Сухомлин привлекался по делу «о произвольном разрешении Бакунину, не доходя до Кастри, пересесесть на купеческое судно».
В феврале 1861 года капитан-лейтенант Г. Х. Эгершельд вступил в командование клипером. Далее клипер из Николаевска отправился в практическое плавание в залив Де-Кастри и военный пост Дуэ с воспитанниками Николаевского морского училища, ставшее первым для двенадцатилетнего кадета С. Макарова — будущего адмирала. Летом клипер ходил в Петропавловск-Камчатский. 24 сентября клипер вышел из Николаевска и взял курс на Китай. 26 октября 1861 года корвет «Гридень» и клипер «Стрелок» отправились от берегов Китая в Кронштадт. Они пришли в Кронштадт летом 1862 года.
По возвращении планировалась тимберовка клипера, но эти планы реализованы не были. 16 июля 1866 года приказом по Морскому министерству «Стрелок» был отчислен к Кронштадтскому порту. Некоторое время он использовался как блокшив (по другим данным — несколько лет использовался в качестве учебного судна Морского кадетского корпуса), а 4 ноября 1878 года исключён из списков судов Российского Императорского флота и разобран.
Позже, название «Стрелок» унаследовал клипер типа «Крейсер» введённый в строй в октябре 1879 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев