1 октября Православная Церковь празднует память преподобной Евфросинии Суздальской
Евфросиния Суздальская, в миру Феодулия, родилась в 1212 году и была дочерью великого князя Михаила Черниговского. Отец дал ей хорошее образование; ее учителем был боярин великого князя Феодор – «бе бо тои мудр зело». В пятнадцать лет Феодулию сосватали князю Мине Ивановичу Суздальскому, но перед свадьбой он неожиданно умер. Феодулия решает не возвращаться в Чернигов и принимает в 1227 году постриг в Ризоположенском монастыре в Суздале.
Евфросиния Суздальская никогда не была игуменией; первоначально она приняла клиросное послушание, а известность она приобрела своими духовными наставлениями и поучениями: «…мнози прихожаху с дщерми своими Еуфросинии молитвы ради, насладитися медоточных тоя словес… И кто есть философом философ? И не обрящещи, кроме Евфросинии. Аще и не во Афинех учися блаженная, но афинейскыя премудрости изучи, философию же и литургию, и всю грамматикыю, числа и кругом обхождение, и вся премудрости…» Современник писал, что «онапознала все книги Вергилийскы и Витийски, сведуща была в книгах Аскелоповых и Галеновых. Аристотелевых и Омировых, и Платоновых», то есть прекрасно владела греческим и латинским языками.
Монашеский подвиг преподобной Евфросинии Суздальской неразрывно связан с активным социальным служением, что говорит об открытости древнерусского женского монашества обществу. Характер этого служения можно охарактеризовать как послушание диаконисы в части распространения и утверждения христианской веры, прежде всего среди женщин своего сословия. Начиная с членов своей семьи, она со временем стала духовной наставницей всех приходящих к ней людей. Будучи представительницей знаменитого и влиятельного княжеского рода, она в силу своего социального положения стала строителем церковно-политической жизни Руси.
Осуществляя духовное руководство обителью, Евфросиния разделила монастырь на две части. В одной из них постригались только девицы, а в другой – вдовы. Для последних был построен особый храм Пресвятой Троицы, и образовалось два монастыря. Этот редкий принцип разделения девического и женского монастырей был возрожден в XIX веке в Дивеевском монастыре преподобным Серафимом Саровским. Евфросиния преставилась в 1250-х годах.
Кондак преподобной Ефросинии Суздальской, глас 2:
Девства чистый сосуд елеем молитвы и любви исполнивший, неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, в чертог Того пресветлый прията была еси, идеже ныне водворяющися с лики Ангелов и святых, молися, молимся, Христу Богу, части дев юродивых избавитися нам.
В публикации использованы материалы из статей: "Летопись женского иночества" в "Монастырском вестнике" за декабрь 2015 г., игумения Афанасия (Силкина) "Женское монашество на Руси" и Малкова Н. А. "Святые жены Руси досинодального периода".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев