Душевные расстройства не признак слабого имана
Многие убеждены, что душевные расстройства, переживания, стрессы и депрессии верующего вызваны только одной причиной – слабостью веры. Подобное убеждение довольно распространено, но не всегда подвергается критике и бесстрастному рассмотрению не только через призму фактов, но и через призму жизни Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и его последователей.
Начнем с того, что причин расстройств может быть множество и они довольно разнообразны. К примеру, среди причин депрессии называют следующие:
Биологическая - нарушение концентрации определённых веществ, происходящее в результате сбоев механизмов работы мозга.
Генетическая - возникновение депрессии может быть обусловлено наследственностью.
Психологическая - реакция на психотравму (потеря близкого человека, постоянные неудачи, разочарование в мечте и т.п.)
Социологическая – результат конфликта между возможностями, интересами индивида и требованиями, условиями социума.
Некоторые теории рассматривают депрессию как результат слияния нескольких причин. Одна из таких – биопсихосоциальная модель, согласно которой депрессия имеет «комплексную причину»: биологическая – нарушение биохимических процессов в организме, психологическая – искажение образа «Я» и представлений об окружающем мире, социальные – высокая стрессогенность среды, повышенные требования к индивиду.
Представьте себе состояние человека, у которого расстройство или переживания вызваны одной или несколькими вышеприведенными причинами, а ему вместо того, чтобы помочь разобраться и оказать нужную помощь, говорят о том, что он виноват в своем состоянии, что ему нужно больше молиться, читать Коран и тд.
Религиозная практика может быть терапевтической – человек может находить в ней радость, и успокоение, и новые решения. Но… Иногда этого недостаточно. Так же как для того, кто тяжело заболел или отравлен, может быть недостаточно ложки меда и чтения сур. Необходима еще и профессиональная помощь врача.
И точно так же как такой верующий не станет обожествлять врача по причине того, что он помог ему вылечиться и встать на ноги, так же и клиент психолога и психиатра не станет совершать подобного, если специалист поможет ему разобраться в его психологических трудностях и внутриличностных конфликтах. Это важно подчеркнуть, потому что «противники психологии» подсознательно противопоставляют помощь специалиста помощи Всевышнего.
Они считают, что душевная помощь может быть только от Творца и ее можно получить только через религиозную практику. Хотя как сказано в Коране: «Спрашивайте знающих, если вы не знаете» (сура «Аль-Анбия», аят 7).
Более того, можно ли упрекнуть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или его соратников в слабости имана? Вспомним 620 год, когда за три года до хиджры, Пророк потерял любимую жену Хадиджу, дядю Абу Талиба, который ему покровительствовал. Лишившись такой поддержки, Пророк также потерял возможность вести призыв как раньше. Этот год был назван «годом печали», потому что его постигли тяжелые потери.
Возьмем также пример сподвижников. Неужели они никогда не отчаивались, не переживали из-за потерь, не гневались, не проливали слез? В Коране сказано: «Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» (сура «аль Бакара», аят 214).
Ни пример Пророка, ни пример его сподвижников не говорит о слабости их веры, потому что они демонстрировали ее силу стойкостью перед искушениями, готовностью идти на жертвы ради цели, умением сохранить благонравие и следовать установленным законам, а не тем, что они никогда не расстраивались.
Может быть такое, что человек помимо обязательных выполняет и дополнительные практики, дает милостыню, поддерживает родственные связи, читает и вникает в Коран, добр к окружающим и близок к родным. Но все равно не может избавиться от беспокойства, тревог и печали.
Если такому человеку сказать, что причина его тягот – в неполноценности практики или неискренности убеждений, это может либо вызвать у него дополнительное чувство вины, либо сделать из него религиозного фанатика, который доведет себя усилением практик до невроза, так и не коснувшись и не проработав истинную причину своих страданий.
Поэтому учитывая как медицинскую сторону вопроса, так и опыт предшественников, нельзя всякие душевные переживания, печаль и горевание сводить к одному – слабости веры. Обвиняя людей в этом, мы зачастую только усугубляем их состояние. Но и обесценивать роль духовной стороны жизни в психологическом благополучии человека нельзя. Духовная жизнь – это важный столп здоровья души и тела, но не всякое потрясение и сомнения связаны с его зыбкостью.
Нет комментариев