По тому как человек заботится о своих родителях можно судить о нем самом. Вы знаете что, в Исламе на втором месте после вовремя сделанного намаза стоит почитание родителей? Абдуллах бин Мас`уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: - (Однажды) я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Проявление почтительности к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьбу на пути Аллаха». ( Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим).
Сам Всевышний сказал об этом в Коране так: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (сура «Аль-Исра», аят 23-24).
В своих комментариях Ибн Касир пояснил, что «не говори им: «Тьфу!» - значит: «не говори им ничего дурного, даже слова «Тьфу!», которое находится на низшей степени дурных слов». Мусульманин живет по законам данным ему Всевышним, которые записаны в Коране. Не выполнение этих законов ведет непослушанию Аллаху, ибо почитание родителей – это путь к раю. В суре Лукман Всевышний дает нам указание: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (аят 13-14).
Но выполняем ли мы заветы Аллаха? Относимся с почтением и вниманием к своим родителям? В вышеприведенном аяте Всевышний указывает, что рождение ребенка для женщины – это тяжелое испытание. Помним ли о том, что родители не смыкали глаз в те дни, когда мы болели? Вспоминаем ли об этом, когда родители больны и нуждаются в нашей заботе? Помним ли о том, как мать стирала наши пеленки, вытирала сопли, собирала разбросанные по всему дому вещи? Помним ли мы об этом, когда ворчим на них за то, что они забывают положить на место вещи или находятся в крайне тяжелом состоянии и мы брезгуем кормить их и убирать за ними? Благодарим ли мы их за бессонные ночи, за переживания? Любой родитель пойдет на все, что бы защитить своего ребенка. А мы способны пожертвовать собой ради родителей? В суре Юсуф описаны страдания отца по сыну: «И его глаза покрылись бельмами от печали, которую он сдерживал.» (аят84). Способны ли прощать им обиды, как они прощают их нам? Даже отец Юсуфа просил у Господа прощения для своих сыновей: «Они сказали: «Отец наш! Попроси прощения нашим грехам. Воистину, мы были грешниками». Он сказал: «Я попрошу моего Господа простить вас, ведь Он - Прощающий, Милосердный». (сура Юсуф аят 96).
Жизнь и деяния Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) являются примером для мусульман, а его слова – руководством к действию. Вот что говорил Пророк (мир ему и благословение) об отношениях к родителям: "Кто покорится Аллаху в послушании обоим своим родителям, тому откроются две двери в раю, а кто подчинится одному из родителей - тому одна дверь. А кто не покорится Аллаху и ослушается своих родителей, для того откроются две двери ада"
В самом начале приведен хадис из которого следует, что первое из любимых дел для Аллаха – вовремя сделанный намаз, на втором месте - проявление почтительности к родителям и на третьем – борьба на пути Аллаха. Так вот, Пророк (мир ему и благословение) запрещал сражаться тем, у кого были престарелые родители, ставя на первое место заботу о них. Во время сборов Пророка (мир ему и благословение) на джихад, к нему подошел один человек и попросил взять его с собой, тогда Пророк (мир ему и благословение) поинтересовался, живы ли его родители. «Да», – ответил человек. «Это и есть твой джихад», – сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение). (Аль-Бухари) Это значит, что нахождение с родителями их поддержка в старости и есть джихад мусульманина, который является важнее борьбы на пути Аллаха. В еще одной истории Пророк (мир ему и благословение) говорит: "Рай - под ногами матерей". Приведем одну историю о человеке, который нёс на спине свою мать из Йемена до Каабы, совершая паломничество. Возле Каабы он встретил Умара (да будет доволен им Аллах) и спросил его: «Исполнил ли я свой долг перед матерью?» Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Не исполнил». Человек сказал: «Я нёс её на спине, я был для неё слугой, одевал её, помогал в омовении, следил за её чистотой». Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Всё, что ты делал, меньше одного её стона при твоём рождении. Однако то, что ты сделал — это похвально. И Аллах может щедро наградить даже за малое дело».
Всевышний сказал в Коране: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев. Когда же он достигает зрелого возраста и достигает сорока лет, то говорит: «Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Я раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я - один из мусульман». (сура Ахкаф, аят 14). А так же . «Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (сура «Аль-Исра», аят 24).
Итак обязанностью мусульманина является почитание родителей и совершение молитвы-доа за них, прося у Всевышнего для них милости и прощения.
В заключении – отрывок из книги «Предостережение от смертных грехов» Ибн Хаджара, известного исламского ученого, жившего в 15 веке. Посмотрите, как актуально звучат эти слова сейчас.
«О тот, кто небрежен к самым строгим обязанностям, променявший благочестие на непослушание, забывший то, что предписано тебе, пренебрегающий тем, под Которым ты ходишь. Благодеяние к родителям – твоя религия! Ты утверждаешь, что хочешь Рая, так ведь он под ногами твоей матери. Она носила тебя в животе 9 месяцев, родила тебя, кормила тебя своей грудью, мыла тебя от нечистот, хорошо относилась к тебе. Она очень сильно переживала, когда ты болел, платила врачу, чтобы вылечить тебя. Если бы ей предложили пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти тебя, она непременно сделала бы это. И после всего этого ты грубо обращаешься с ней. Она явно и скрыто молила Аллаha даровать тебе счастье. А когда она состарилась и нуждается в тебе, ты её не замечаешь. Ты сыт, она голодная, она хочет пить, а твой рот не испытывает жажды. Ты предпочёл свою семью, детей, забыл её помощь. Считаешь сложно то, что очень легко. Её жизнь тебе кажется длинной, на самом деле она коротка. Ты покинул её, а кроме тебя нет ей защитника. А ведь твой Господь запретил плохое отношение к ней. И тебя не минует наказание в этой жизни, которое проявится в виде непослушания твоих же детей, а в будущей жизни ты будешь наказан тем, что будешь далёк от Господа Миров. Он призовёт тебя к ответу, ругая и порицая за то, что ты натворил. И воистину Он ни в чём не обижает своих рабов».
Но наша благодарность родителям не заканчивается после их смерти. В хадисе говорится об ансаре, который спросил Пророка (мир ему и благословение): "Осталось ли что-либо из благодеяний, которые я должен выполнить по отношению к моим умершим родителям?" Пророк ответил: "Да, четыре: дуа (молитва) за них; истигфар (просьба Аллаха об их прощении); исполнение взятых ими обязательств; уважение их друзей и поддержание отношений с родственниками, с которыми те общались. И это есть те благодеяния, которые ты должен выполнить после их смерти". (Хадис передал Ахмад со слов Абу-Асил Малик Ибн-Рабиа Аль-Саиди, а также Абу-Даут и Ибн-Маджа).
О Аллах! Прости грехи нам наши и нашим родителям. Вознагради их за нас лучшей наградой.
О, Аллах! Возвысь их степень в Раю. А все то, что их постигло из невзгод, пусть это будет очищением для них и искуплением их грехов.
О Аллах! Посели их в высшей степени Рая, в Фирдаусе, вместе с пророками, правдивыми и шахидами.
Нет комментариев