Ошибки, которые часто совершают желающие причаститьсяЗачастую есть две основные ошибки, которые совершают желающие причаститься. Они как раз и приводят к тем возможным искушениям и неприятностям, которые могут случиться при Причастии.
Первая ошибка заключается в отсутствии должного благоговения перед Святыми Дарами. И это некоторых приводит в рассеянность, суетливость, небрежность, неосторожность в действиях перед Чашей. И человек забывает про соблюдение определенного обряда, который установлен для того чтобы в суете, эмоциональности и спешке не выбить у священника Чашу или лжицу с драгоценными Дарами. Поклоны, крестные знамения, другие лишние движения и действия нужно оставить. А спокойно подойти к Чаше со сложенными крестообразно руками, громко и внятно произнести имя и широко открыть уста. Крестообразно сложенные руки, во-первых, символизируют крест Христов, который мы, православные христиане, накладываем на тело. Во-вторых, этим жестом мы убираем руки, чтобы они не двигались, оберегая священнослужителя от дополнительной опасности и помехи при причащении. Преподанные Тело и Кровь Христовы нужно проглотить, поцеловать край Чаши и с благоговением, молча подойти к месту, где дают запивку.
А другие, не имеющие должного благоговения, начинают проявлять некую санитарную брезгливость. Но мы приступаем к Чаше с великими Дарами Тела и Крови Христовой, которые пожигают всякую заразу. Ничего в этом мире нет выше и святее Тела и Крови Христовых. Посредством Их Господь соединяет человека с Собой. Приступая со страхом Божиим и верой, никогда ещё и никто не заболевал.
Другой ошибкой, которая также приводит к искушениями, является излишнее накручивание себя так, чтобы физически затрепетать, заплакать, почувствовать себя мерзким, и вообще не причащаться, чувствуя себя недостойным. Но так думать – великое заблуждение. Ведь достойных нет ни одного человека в мире. Возможность причащаться – это милость Божия, к которой мы, немощные и грешные, прибегаем с великим смирением. Господь через Святые Дары снисходит к нашему недостоинству. Фарисействовать не надо. И если бы Петр не согласился, чтобы Спаситель умыл ему ноги, то Петр бы не имел части с Богом и не спасся. И поэтому не надо чрезмерно размышлять перед Чашей. Наше дело простое: распахнуть себя настежь перед причастием и принять Тело и Кровь Христовы, а перед этим подготовиться, почитать каноны, Последование ко Святому Причащению, утренние и вечерние молитвы, поисповедоваться, попоститься. А остальное всё от Господа Бога.
К Святой Чаше надо подходить с сокрушением, с покаянным чувством, смирив себя и в мире, спокойствии, со вниманием. Оставаться максимально безэмоциональным, предельно сконцентрированным исключительно на Святых Дарах, а не на своих болезнях, чувствах и переживаниях. Думать нужно о том, как бы не пролить, не выплюнуть, как лучше открыть рот, не капнуть, принять правильно Великую Святейшую Святыню. Смотреть в это время нужно на священника, на диакона, на пономаря; взаимодействовать, слушать их, а не себя.
Правила, которые надо знать желающему причаститьсяПричащаться нужно натощак. Зубы чистить утром перед Причастием можно. Никаких запретов на этот счет в Церкви нет.
В Причастии верующему преподается Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина.
Желающему причаститься нужно стараться прийти вовремя на Литургию и быть на ней до её окончания. Исповедоваться лучше накануне или до Литургии.
В больших храмах в воскресные дни и в великие праздники причащают несколько священников. Подойти нужно к Чаше, к которой Вы оказались ближе всего. Не нужно стараться подойти к более почетному или духовному священнику. В каждой чаше одни и те же Тело и Кровь Христовы.
Подходя к причастию, руки нужно сложить крестообразно. Внятно и громко произнести имя, чтобы священник правильно его услышал. Перед Чашей не совершается крестное знамение и никаких лишних движений. Не надо совершать крестное знамение после Причастия, чтобы случайно не задеть рукой чашу и не пролить драгоценную Кровь Спасителя. Перед Святой Чашей надо стоять прямо, а не согнувшись. Смотреть нужно на Чашу, а не в пол. Уста следует открывать широко, а не слегка. Иначе частица Тела Христова может задеть губы и упасть. Не нужно двигать головой и пытаться поймать ложечку, которой причащает священник, иначе он может промахнуться и Святая Кровь прольется. Если Святая Кровь прольется на одежду причащающегося, то священник будет вынужден отрезать кусок ткани, на которую Она пролилась.
После причастия не нужно ничего говорить: благодарить священника или задавать вопросы. С благоговением и осторожностью следует поцеловать край Чаши так, чтобы не задеть её. Затем необходимо отойти к месту, где раздается запивка, принять кусочек антидора и запить горячей водой, разведенной вином.
Младенца нужно подносить к Причастию, положив на правую руку. Если ребёнок ходит своими ногами, то и к Святой Чаше ему следует подойти самому. Очень важно причащать ребёнка регулярно, чтобы он не боялся Причастия, не плакал и не капризничал. Если ребёнок активно проявляет свое нежелание причащаться, то не надо его принуждать к этому, чтобы Причастие не ассоциировалось в его сознание со стрессом и насилием.
Святость Тела и Крови Христа устраняет всякую заразу. Не надо бояться чем-либо заразиться от других людей через причащение из одной ложки. Это чувство нужно постараться преодолеть. В то же время если человек сам болеет гриппом или другой инфекцией, то в храм приходить не стоит, чтобы не заражать окружающих. В таком случае молиться можно и нужно дома. К тяжело болеющим всегда можно пригласить священника с Причастием на дом.
После Причастия нужно вести себя особенно благоговейно, чтобы через многословие, мирские заботы и другие грехи не растерять тот драгоценный дар, который мы получили.
«Семья и Вера»
Нет комментариев