4, 1–11)
После крещения Спаситель ведется Духом в пустыню. Простиравшаяся между центральным плоскогорьем южной Палестины и Мертвым морем мертвая, безнадежная пустыня называлась Иешимон («опустошение»). Именно туда возведен был Иисус Христос для искушения от диавола (Мф. 4, 1).
Прежде чем мы приступим к изучению отрывка об искушении Христа, необходимо понять значение слова «искушать». В греческом языке это πειραζω [пира́зо]. В русском языке оно употребляется прежде всего в смысле соблазнить кого-нибудь на злые деяния, совратить ко греху. Но это πειραζω [пира́зо] у греков имеет совершенно иной оттенок в своем значении, оно скорее значит «испытать».
Хороший пример об искушении как испытании мы читаем в 22-й главе Книги Бытия, где речь идет о жертвоприношении Авраамом своего единственного сына Исаака. Бог искушал Авраама (см. Быт. 22, 1), испытывая его верность. Точно так же, как металл, прежде чем употребить его в дело, испытывается при напряжениях, намного превышающих степень, которую ему когда-либо придется выдерживать.
И когда мы говорим об искушении Иисуса Христа в пустыне, то должны понимать под этим испытание, которому подвергает Себя наш Спаситель прежде Своего общественного служения. Подвергая испытанию Свою человеческую природу, Он, как всегда, и нам подает добрый пример, как на это указывает Евфимий Зигабен: «Иисус передается после крещения Духу Святому и ведется Им, куда повелит, и подводится в пустыню на борьбу с дьяволом. И ты после крещения не будь уже сам руководителем себя самого, но водись лучше Духом и не смущайся, подпадая после крещения испытаниям. Для того ты и вооружен, чтобы сражаться».
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4, 3). Первое искушение состояло в том, чтобы обратить камень в хлеб. Искуситель как бы говорил: «Хочешь, чтобы люди последовали за Тобой? Сотвори чудо – дай им материальные блага». Но Господь ответил на это цитатой из Книги Второзаконие (см. Втор. 7, 3), которая другими словами означает: человек никогда не будет довольствоваться только одними материальными благами.
В описании второго искушения мы находим Иисуса Христа стоящим на крыле храма, где сходятся притвор Соломонов и царский притвор. Это было искушение поразить людей чем-то необычным. Но Спаситель ответил словами из Книги Второзаконие: Не искушай Господа, Бога вашего (Втор. 6, 16). Ведь Бог не фокусник и не стремится к сиюминутной сенсации.
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 8–9). Это искушение компромиссом. Диавол как бы намекал: «Люди в моих руках. Давай заключим сделку. Сделай небольшую уступку злу, и люди пойдут за Тобой». Ответ Господа свелся к следующему: в битве со злом не может быть компромиссов, ибо сказано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10).
Данное евангельское событие, дорогие братья и сестры, показывает нам, что искушения всегда соразмерны внутренней силе человека.
Нас не одолевает искушение, например, обращать камни в хлеб по простой причине, что мы не имеем способности это делать. Но любое искушение побеждается по примеру Спасителя – силой воли, уединенной молитвой и постом.
Помогай нам в этом Господь!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев