⠀
80 лет назад, 8 февраля 1945 года из концлагеря на острове Узедом, где находилась испытательная площадка ракетного полигона Пенемюнде, 10 военнопленных под руководством военного лётчика М. П. Девятаева совершили побег на захваченном у немцев самолёте.
⠀
Михаил Петрович Девятаев, лётчик истребительной авиации, был сбит 13 июля 1944 года.
Выпрыгнул с парашютом над территорией, контролируемой немцами, попал в плен.
Разумеется, сама мысль о том, чтобы отправить лётчика в лагерь, где есть открытый доступ к самолетам, выглядит не самой здравой.
Но немцы этого и не делали!
Девятаеву удалось выдать себя за другого: немцы не знали, что имели дело с лётчиком.
Это звучит невероятно, учитывая, что его взяли буквально около парашюта вместе с документами.
Но вышло именно так.
⠀
Дело в том, что в лагере он попытался совершить побег, но подкоп обнаружили.
Девятаев был приговорён к смерти и переведён в Заксенхаузен.
Однако лагерное подполье сумело подменить жетоны, имевшиеся у каждого узника: ему достался жетон другого человека - недавно умершего украинского учителя Григория Никитенко.
Именно под этим именем Девятаева, как не имеющего отношения к авиации, и перевели в лагерь на острове Узедом.
⠀
Увидев по прибытии самолеты, Девятаев сразу задумал побег.
В лагере он сблизился с другими заключенными: ему удалось найти единомышленников.
К тому времени группа заключённых во главе с Иваном Кривоноговым и Владимиром Соколовым готовила побег с острова на лодке.
Кривоногов был отправлен на Узедом после попытки побега, сопровождавшегося убийством конвоира, Соколов тоже пытался бежать дважды.
Девятаев убедил группу отказаться от водного варианта побега в пользу воздушного.
⠀
Ситуация была сложная. Помимо собственно военнопленных, в лагере были и уголовники, отношения с которыми у Девятаева и его товарищей складывались плохие.
Были и пленные, сотрудничавшие с лагерным начальством.
Одного из потенциально опасных соседей - помощника бригадира - удалось убрать, инсценировав кражу, после чего его место занял один из "заговорщиков", Владимир Немченко.
Это сыграло важную роль в дальнейших событиях.
Девятаев и Кривоногов попробовали сагитировать бежать с ними лояльно относящегося к заключенным немецкого солдата-зенитчика.
На дворе был 45-й год, к чему дело идёт, всем было ясно, так что такая попытка вполне имела смысл.
Тот отказался принять участие в побеге, однако и не выдал никого.
⠀
Во время работы Девятаев изучал приборную доску немецких самолетов "Хейнкель-111" по обломкам с местной свалки...
Но заключённые от тяжёлого труда и недостатка пищи слабели с каждым днём, ухудшение здоровья единственного лётчика заставило ускорить подготовку.
8 февраля настало время претворить в жизнь всё задуманное.
Все заговорщики были назначены на совместную работу благодаря новому помощнику бригадира - Немченко.
Кривоногов по сигналу Девятаева убил конвоира, после чего беглецы проникли в кабину давно намеченного "хейнкеля-111", почему-то всё время стоявшего "на отшибе".
⠀
Выяснилось, что с самолёта были сняты аккумуляторы.
Их пришлось найти и доставить к "хейнкелю" (побег был осуществлён в обеденное время, так что аэродром был относительно свободен).
Лишь с большим трудом удалось поднять самолёт в воздух.
Триммеры руля высоты стояли в "посадочном" положении, так что штурвал управления пришлось добирать физическим усилием.
Уже после взлёта Девятаев смог понять, как управлять рулём высоты.
⠀
Сразу же поднялась тревога: следом за "хейнкелем" беглецов вылетел истребитель заслуженного аса Гюнтера Хобома.
Но, так как он не знал курса Девятаева, то наткнуться на него он мог только случайно, поэтому погоня успеха не имела.
Кроме того, всем самолётам в окрестностях было приказано перехватить и сбить одинокий "хейнкель".
Но такая ориентировка была слишком неопределённой, да и великоват был риск завалить ни в чём не повинный случайный бомбардировщик.
Беглый самолёт был обнаружен полковником "Люфтваффе", заслуженным асом Вальтером Далем.
Но он в это время возвращался на базу, топливо у него заканчивалось, да и боеприпасов почти не оставалось.
Он выпустил вслед "хейнкелю" остатки боекомплекта - и не попал.
Выйдя за линию фронта, в ходе пересечения которой самолёт был повреждён огнём советской зенитной артиллерии, беглецы совершили посадку в расположении советских войск.
⠀
Советские специалисты изучили угнанный самолёт - и вот тут стало ясно, почему немцы так упорно за ним гнались.
Это был вовсе не обычный бомбардировщик!
Это оказался особый "борт" - с кучей секретных приборов, отслеживавших запуски ракет "Фау-1" и "Фау-2".
Просто царский подарок для советских ракетчиков!
А вот для немецких - наоборот: программа по совершенствованию ракет "Фау" существенно замедлилась, Девятаев стал очередным "личным врагом Гитлера".
⠀
Координаты ракетных установок были переданы руководству 61-й армии.
Выяснилось, что прежде авиационные удары наносились не туда: испытательные площадки были хорошо замаскированы, и бомбардировкам авиации союзников подвергались специально построенные немцами фальшивые аэродром и постройки.
Из 10 человек, выбравшихся из плена, 7 не бывшие офицерами, после довольно беглой проверки и лечения уже в марте попали в действующую армию.
Даже Немченко, лишившийся глаза, уговорил взять его санитаром.
Они все были зачислены в одну часть, которой не очень повезло в конце войны.
Только 1 из этих 7-х дожил до победы.
⠀
Офицеры же - Девятаев, Кривоногов и Емец - в действующую армию попасть не успели.
То есть с побегом из плена война для них закончилась.
С Михаилом Девятаевым очень хотел пообщаться глава советской ракетной программы - Сергей Королёв: они вместе работали в Пенемюнде в сентябре 45-го.
Квалифицированный взгляд лётчика, длительное время присутствовавшего на полигоне, многое для него прояснил.
Многие находки там были сделаны именно благодаря Девятаеву.
⠀
Девятаев вернулся в родную Казань, работал в речном порту, сначала грузчиком, потом прошёл обучение, стал капитаном-механиком речных судов.
В 1957 году году получил звание Героя Советского Союза.
Формально - за героический побег, неофициально - за вклад в ракетную программу.
Впрочем, все остальные участники легендарного побега тогда же получили ордена, в том числе посмертно.
Девятаев стал испытателем "ракеты", первого советского корабля на подводных крыльях, а позже водил "метеоры" до конца трудовой деятельности.
Написал 2 книги...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5