Антиномианство — чрезмерное пренебрежение законами Ветхого Завета, проявляющееся или практически, под видом мнения, что возрожденный человек не нуждается ни в каком внешнем законе, так как все его поступки хороши, или же теоретически, в учении, что человек евангельским учением приведен к покаянию и поэтому ему не нужно изучение Божьего Закона.
История
Явление первого рода было уже во время Нового завета (2 Петра 2:18—19), позже между гностиками, у спиритуалистических сект в Средние века, например, у амальриканцев, "братьев свободного духа", во время Реформации, например, у некоторых анабаптистов, и в новое время, например, у антонианцев. Второй его род был предметом спора во время Реформации. Сначала даже Лютер и Меланхтон хотели проповедовать благовествование об искуплении людей единственно посредством веры, но требование нравственного развития повело их снова к признанию законов. Когда Меланхтон в своем воззвании к пасторам 1627 г. учил, чтобы они не проповедовали об отпущении грехов, не сказав прежде о покаянии, и предписывал им частое объяснение прихожанам Десяти заповедей, Агрикола видел в этом возвращение к католицизму, так как, по его мнению, покаяние должно иметь начало не в страхе перед наказанием, а в любви, не в силе законов, а в евангельском учении. На диспуте в Торгау (1527 г.) Лютер вмешался в этот спор, но Агрикола втайне продолжал распространять свое учение в Эйслебене и на диспуте в Виттенберге
с жаром защищал свое мнение. По его мнению, к сознанию греха и к покаянию человек доходит только с помощью Евангелия, отчасти потому, что истинное покаяние является в человеке только тогда, когда мы знаем, что мы любимы Богом, отчасти потому, что только из Евангелия мы можем узнать самый большой грех, то есть отречение от Христа или безверие. Лютер же, убежденный, что только сохранение законов ведет к осознанию грехов, осудил антиномианцев и принудил Агриколу отказаться от своего мнения (1540). Формула соглашения (Konkordienformel), таким образом, прочно установила учение Лютера о значении закона. Между индепендентами в Англии явились также антиномисты, которые не приписывали никакого значения закону при наставлении грешных. Вместе с тем, как сторонники крайнего учения о предопределении, они отрицали всякое значение нравственных усилий к достижению блаженства. Они никогда не были многочисленны, жили в конце XVIII в. и никогда не соединялись в одну церковную общину. Основы их учения приняли также антиномистические и партикулярные баптисты.
Свобода или вседозволенность?
Слово "антиномия" в буквальном смысле значит “противозаконие” или “ничем не сдерживаемые”. Эта доктрина не имеет никаких ограничений. Приверженцы антиномианства ценят свою свободу во Христе. Они говорят: “Я обладаю полной свободой во Христе! На мне нет ни оков, ни вины, ни осуждения – потому что Иисус уплатил всё это за меня. Он за меня удовлетворил все требования Бога, поэтому теперь, когда Отец смотрит на меня, то видит только Иисуса. Я в безопасности, мне обеспечено вечное спасение – так что я могу делать всё, что хочу!” Одним из теологов доктрины антиномианства был человек по имени Крисп. Вот выдержки из его книг: “Божья любовь никоим образом не зависит от того, что внутри меня, поэтому, сколько бы я ни грешил, такая любовь никогда не изменяется; и по этой причине, когда я, предположим, согрешаю грехом прелюбодеяния или убийства, Бог учитывает, что я воедино с Его Сыном, Который исполнил всякую праведность за меня. Подобно, как Его благоволение пребывает в Сыне, соответственно оно и во мне, потому что я “кость от кости Его и плоть от плоти Его”. Поэтому нет такой долготы, которую я не мог бы пройти,
и нет такой глубины, в которую я не мог бы упасть и при этом же оставаться угодным Ему, как Давид, который, несмотря на его многочисленные падения, не потерял своего характера, как человека по сердцу Божьему. Я могу совершать убийство, как он совершил; с Соломоном могу поклоняться Астарте, с Петром отрекаться от Христа, а с Онисимом красть, с коринфянами совершить грех кровосмешения и при этом никогда не потерять ни Божьего благоволения, ни царства Божьего. Иисус Христос одной Своей жертвой усовершенствовал меня – и я освящён во всех моих грехах. Со всеми своими беззакониями я, тем не менее, совершен в Нём я верю, что Бог господствует над моим грехом, будь то прелюбодеяние, убийство или кровосмешение, для Его славы и моего добра”. Для любого истинного верующего человека доктрина антиномианства звучит гнусно и отвратительно. Однако христианство сегодня изобилует людьми, живущими в именно таком “обманчивом раю”. Они претендуют на то, что они стали "праведностью Христа". Они хвалятся, что они искуплены навечно. Однако они так и не оставили своих грехов. Они пьют, курят, участвуют в оргиях,
спят с кем попало – и всё это время говорят: “Я спасён, потому что Христос есть моя праведность! Всё это утверждено через веру. Таким образом, не имеет значения, чем я занимаюсь”. Но эти люди продолжают быть рабами своих старых пороков. Они всё ещё “от мира сего”, – живут в своё удовольствие, испачканные духом этого века, ослеплены и обольщены грехом. Действительно, так бывает, что многие христиане слышат проповедь благодати – совершенной праведности Христа, доступной им по вере, – но она несёт им ложное чувство утешения. Они продолжают жить во грехе, говоря самим себе: “Возможно, что мой грех не так уж и велик. Может, Христос является моей праведностью до такой степени, что Бог снисходительно его не замечает!” В этой связи также следует упомянуть полагающихся на ложное католическое и православное учение о том, что "заслуги" подвижничества умерших святых имеют силу покрывать беззакония тех, кто имеет отношения с ними, обращаясь к ним в молитвах. Такие люди поступают вопреки благодати Божией. Апостол Павел в своих посланиях говорит, что они злоупотребляют проповедью благодати.
Святость и праведность
В проповеди о благодати всегда есть определённая степень риска. Риск заключается в том, что когда проповедуется благодать, люди будут её искажать, как это было в случае с Павлом, – клеветнически провозглашая, что чем больше мы грешим, тем больше Божья благодать будет проявляться среди нас. Такая доктрина опасна, потому что она упускает из виду нечто жизненно важное – нечто центральное во всём Евангелии. Ведь сердцевина благовестия истинной благодати - это не "всепозволительное Евангелие", но Евангелие, которое учит нас святости. “Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа” (Титу 2:11-13).
Дэвид Вилкерсон
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев