Итак, Дина сделала свой выбор абсолютно добровольно, и незамедлительно получила результат. И в этом виновата, прежде всего, она сама, ибо пожала то, что посеяла. Что касается Сихема, то он поступил согласно обычаям и законам своей земли, и с точки зрения хананеян ничего особенного и из ряда вон выходящего не произошло. Как серьезно об этом следует задуматься и современным девушкам, так стремящимся на сомнительные вечеринки и в ночные клубы, да еще в вызывающей одежде, а потом ищущих виноватых в том, что произошло. Однако, после этого случая, произошедшего в ханаанской земле, последовало необычное для таких происшествий продолжение: «И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу, и говорил по сердцу девицы. И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену» (Быт. 34:3-4). Такой поступок молодого князя не вписывался в образ мышления тогдашнего мира. Вместо того чтобы оттолкнуть от себя Дину, как использованную вещь, убить или сделать своей наложницей, Сихем предлагает ей свою руку и сердце. Более того, он находит взаимность и у Дины,
ибо «говорил по сердцу девицы». Поистине, человеческие чувства — любовь, ненависть подчас не поддаются никакому анализу. Несмотря на странную просьбу сына, Еммор обращается к Иакову с предложением породниться обоим народам и вместе владеть землей. И здесь раскрылось, что не все, именующие себя детьми Божьими, таковыми являются. Братья Дины, Симеон и Левий, возмущенные подобным поступком с их сестрой, решаются на месть. Они забывают, что зло никогда не сможет исправить причиненное зло, и грех никогда не исправит грех. Они решаются на самую коварную и утонченную в своей злобе месть. «И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством; … и сказали им: не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан… только на том условии мы согласимся с вами, если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан… И будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, … и составим один народ» (Быт. 34:13-16). Но самое отвратительное состояло в том, что в своем обмане они использовали священный в то время обряд обрезания. Символы этого обряда,
указывающие на грядущего Мессию и на Завет с Богом были использованы ими как приманка для ничего не подозревающих людей. И вот когда жители Сихема были обрезаны, «на третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол; И самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли. Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили сестру их… И все богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и разграбили все, что было в домах» (Быт. 34:25-29). Ветхозаветный закон гласил: «око за око, зуб за зуб». Здесь же за насилие над одной девушкой было вырезано все мужское население целого города, женщины и дети взяты в рабство, а сам город сожжен. И совершено это было не в открытой битве, а путем низкого обмана. По замыслу Бога патриархи своей жизнью должны были нести весть спасения окружающим их народам, являя им любящий характер Бога, прославляя в своей жизни его Закон. Какую же проповедь Евангелия совершили Симеон и Левий, явив бессмысленную
необузданную жестокость своим поступком. «И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой. Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!» (Быт. 34:30-31). Вместо проповеди Евангелия Иаков должен был покинуть эти земли, дискредитированный поступком своих сыновей, которые не испытывали при этом никакого раскаяния. Эта история учит и нас всей пагубности и отвратительности обмана и мести, да еще под прикрытием духовных ценностей. Этот случай показывает, что месть человека не имеет границ, и достаточно лишь встать на этот путь, и конца ему не будет. Называясь христианами, нам следует помнить, что порой своей жизнью и поступками мы бесчестим Бога в глазах неверующих людей. И если мы и не убиваем, но сплетничаем, завидуем, ненавидим, лжем, гневаемся, раздражаемся по любому поводу, курим, употребляем алкоголь, то по всему этому люди судят и о нашей религии, и о Боге, Которого мы исповедуем. Нам следует научиться прощать друг друга,
не брать на себя роль судей и народных мстителей. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). Мы рассмотрели историю одной древней любви, так трагично начавшейся и закончившейся. Не принимали ли мы участия в подобной истории, и если да, то кем мы были в ней: Диной, Сихемом, Иаковом, Симеоном или Левием? Добрая весть состоит в том, что такие жестокие и коварные люди, как Симеон и Левий, со временем, под влиянием сложных обстоятельств и, конечно, с Божьей помощью, изменятся. Каким образом и почему это произойдет, мы узнаем далее. Страшная трагедия, разыгравшаяся в Сихеме около 4000 лет назад, бессмысленная по своей жестокости, была на протяжении веков примером того, к чему может привести человеческая месть. Однако, часто читая главы Бытия, нам кажется, порой, что из-за давности событий, описываемых там, они потеряли реальную основу, превратившись в легенду. И относимся мы к древним событиям так же, как к сказке, не делая лично для себя никаких практических выводов. Но лопата археолога поднимает из небытия древние города и народы.
И то, что, как нам казалось, являлось плодом воображения человека, становится реальным историческим фактом, трагедией людей, живших когда-то, таких же как и мы. И тогда при прочтении глав книги Бытие мы становимся более внимательными и серьезными. Это полностью относится и к истории трагической любви хананейского княжича к Дине, дочери Иакова. Дело в том, что до начала 20 века местоположение, да и вообще существование Сихема, где разыгрались упомянутые драматические события, ставилось под вопрос. Городу, неоднократно упоминаемому в Библии, ученые отказывали в праве на существование. «Сихема никогда не было, это сказка», — утверждали они. По описаниям Библии этот город находился вблизи горы Проклятий, горы Гаризим. Одним из первых ученых-путешественников, ступивших на его землю, был профессор из США Эдуард Робинсон. Следуя библейским указаниям, он в 1840 году подошел к горе Гаризим, у подножия которой раскинулась плодородная и красивейшая долина, на которой в свое время располагался стан патриарха Иакова (Быт. 33:18-19). Вот как сам Робинсон описывает свои впечатления: «Здесь открылся перед нашими взорами
вид чрезвычайный и почти бесподобный. Вся долина была заполнена огородами и всевозможными фруктовыми садами, орошаемыми многочисленными родниками, которые пробиваются в разных местах и текут в западном направлении, образуя журчащие потоки. Зрелище открылось перед нами внезапно и произвело поражающее впечатление; мы стояли, как очарованные; ничего подобного мы не видели в Палестине». Однако, обнаружить остатки Сихема удалось лишь спустя почти 80 лет. В 1914 году археологическая экспедиция, возглавляемая профессором из Германии Эрнстом Зеллиным и профессором Прашникером, начала раскопки у горы Гаризим. «Зеллин натолкнулся на остатки стен, возраст которых восходил к 19 веку до Р. Хр. Постепенно вырисовалась картина мощной крепостной стены с прочным фундаментом, сложенным из грубых валунов (некоторые из них достигали шести футов в диаметре)… Укрепление стены было усилено эскарпом, и к тому же еще строители Сихема укрепили шестифутовую толщину стены небольшими башенками и земляным валом. Среди руин были обнаружены, также, остатки дворца» 1]. «В 1926 году и в последующие годы Зеллин,
а позже Вельтер продолжили эти раскопки, открыв при этом городские ворота и остатки зданий различных эпох» 2]. С 1956 по 1973 год в Сихеме работала американская экспедиция под руководством доктора Дж. Эрнста Райта. Открытия, сделанные в ходе нее, стали ошеломляющими. Здесь мы хотим вновь процитировать исследователей-атеистов, книги которых были изданы в советское время и были направлены исключительно против Библии. Но даже они, да и правящая тогда идеология не смогли игнорировать богатейший археологический материал вышеназванных экспедиций. «Так, близ современного местечка Тель-Балафа обнаружены развалины города царя Еммора, где сыновья Иакова совершили свою кровавую вендетту. Самый древний слой раскопок относится к 19 веку до Р. Хр. Там найдены остатки мощной крепостной стены, дворца и храма, судя по которым царь Еммор был могущественным властелином» 3]. Город Сихем, город Еммора, получил законное право на жизнь даже в книге, изданной в рубрике «Библиотека атеистической литературы». Археологи увидели дома, где шла резня, устроенная Симеоном и Левием, камни, пропитанные кровью убитых.
В ходе раскопок были найдены и капище Ваал-Верифа и дом Милло, упоминаемые в книге Судей 9:20, 46. В 1931 году была обнаружена и башня, которую осаждал израильский царь Авимелех (Суд. 9:45). «По осколкам глиняных кувшинов, разбросанных повсюду среди руин и идентифицированных как типично израильская керамика, установили, что Сихем был разрушен к концу 12 века до Р. Хр., то есть, в период правления Авимелеха» 4]. На сегодняшний день историю Сихема ученые преподают по Библии, датировки событий которой полностью подтверждены археологией. Отстроенный после разрушения во времена Авимелеха, Сихем был восстановлен и стал при царе Ровоаме местом, где произошло разделение царства на Израильское и Иудейское. Затем он становится религиозным центром самарян. В период Иудейской войны (66-70 гг. по Р. Хр.) город был разрушен, но вскоре вновь отстроен римским императором Веспасианом (79-89 гг. по Р. Хр.), получив название Флавий Неаполис. Город простоял века и сохранился по сей день под именем Наблуса, небольшого городка в Сирии, храня в своих камнях память о кровавой драме, разыгравшейся здесь 4000 лет назад.
Алексей Опарин
_______________________________________
1. Келлер В. Библия как история. — М.: Крон-Пресс, 1998, с. 79-80.
2. Церен Э. Библейские холмы. — М.: Правда, 1986, с. 268.
3. Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, с. 82.
4. Келлер, с. 194.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев