Синкретизмом называется процесс, в результате которого черты одной религии усваиваются другой религией или смешиваются с ней. Это приводит к коренным изменениям внутри обеих религий. Из Ветхого Завета мы узнаем, насколько глубоко был озабочен Бог воздействием синкретизма и тяготением к нему. Обосновавшись в земле обетованной, Божий народ попал под влияние языческих верований. Ханаанские божества - Ваал, Ашера и прочие - стали для израильтян предметом поклонения. Со временем народ Божий начал служить ассирийским и вавилонским идолам. Закон, данный Богом, недвусмысленно запрещал Израилю не только отрекаться от его Господа ради иных богов, но и совмещать служение иным богам с поклонением Богу истинному. Пророки предвещали неминуемые кары Божии в ответ на стремление людей видоизменить свою веру, чтобы приспособить ее к чужеземным верованиям и традициям. В эпоху Нового Завета синкретизм распространился необъятно.
Ширились пределы Греческой империи, и боги Олимпа смешивались с божествами покоренных народов. Рост Римской империи также благоприятствовал зарождению культов и мистических верований самого разного толка. Не избежало их влияния и христианство. Отцы церкви не только распространяли Благую весть, но и пребывали в непрестанной заботе о ее чистоте. Идеи манихейства (дуалистическая философия, рассматривавшая физическую субстанцию как зло) проникли в некоторые христианские доктрины. Учение докетизма, отрицавшее физическое воплощение Иисуса, уже в 1-м веке доставляло немало забот. Во многих формах неоплатонизма присутствует сознательная попытка сочетать элементы христианской веры с философией Платона и восточным дуализмом. История христианских символов веры есть не что иное, как история стремления христиан обойти ловушки, расставленные чуждыми религиями и философиями. Сегодня церковь испытывает те же затруднения.
Нехристианские философии, такие, к примеру, как марксизм или экзистенциализм, претендуют на могущество, равное тому, каким обладает христианство, но при этом отбрасывают то неповторимое, что присуще только христианству. Синкретизм остается мощным средством разобщения Бога с Его народом. Каждое поколение христиан сталкивается с искушением синкретизма. В своем желании "шагать в ногу со временем", не отставать от современных нам традиций и мнений и в стремлении приобрести как можно больше новых адептов, церковь легко уступала и уступает соблазну следовать мирским образцам и ложным религиозным маякам. Таким образом, мы перенимаем языческие идеи и обычаи и пытаемся "окрестить" их. Если даже мы противостоим чуждым религиям и философиям, если даже вступаем с ними в бой, это все же не оберегает нас от их воздействия. Любой посторонний элемент, вкравшийся в христианскую веру и деятельность, способен ослабить веру и опорочить ее чистоту.
Роберт Спраул
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев