Имя «Вавилон» - "Врата богов", "Смешение" - занимает на страницах Библии важное место. В 10 главе книги Бытие написано: «Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. Царство его [оказывается, он образовал царство] вначале составили: Вавилон, Эрех, Аккад, и Халне, в земле Сеннаар. Из этой земли вышел Ассур…» Мы видим, как знаменательно это место, – земля Сеннаар, – расположенное на территории нынешнего Ирака. Его основная территория раскинулась между реками Тигр и Евфрат. Дальше мы наблюдаем, как развивались события после потопа. Потомки Ноя стали умножаться; в 11 главе книги Бытие написано: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле
Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие». Несколько слов о том, кто такой Нимрод. В Агаде – это еврейский сборник толкований имён, комментарий к Торе - его имя означает «восставший, противящийся». Нимрод выступает как идолопоклонник, как руководитель постройки Вавилонской башни, как основатель государства-бунтаря. В других источниках его башня называется "домом Нимрода". И развалины этой башни археологи нашли и идентифицировали в одном из холмов современного Ирака.
Гордость и посрамление
Вавилон, буквальный и типологический, представляет собой орудие противодействия на земле плану и делу Бога по спасению восставшего против своего Творца творения. Бог совершал спасение мира через Израиль, далее через Свою Церковь, т.е. и Израиль и Церковь являются объектами, на которых почиет внимание и благоволение Божье. Именно поэтому Вавилон всегда причастен к судьбе Израиля и Церкви. Сначала и до конца Ветхого Завета Израиль и Вавилон находились в непримиримой вражде. В 4 книге Царств в 25 главе написано: «пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его, и устроил вокруг него вал». Это место очень характерно иллюстрирует вечное противостояние сил зла Царствию Божию, потому что Иерусалим является вечным символом столицы Царства Бога, местом Его пребывания с Его народом. Писание называет Иерусалим "городом Великого Царя». Одноименная столица Нововавилонской империи (VII-VI вв. до н.э.) времен царя Навуходоносора II представляла собой колоссальный мегополис
с миллионами жителей, окруженный неприступной стеной, с висячими садами-террасами, которые построил Навуходоносор над водами Евфрата, на высоких арках; город располагался, как свидетельствует история, по обе стороны реки. Геродот, посетивший эти места примерно в 450 – 458 гг. до рождества Христова, описал бывшую Вавилонскую башню, "дом Нимрода". Он описал холм, который считают остатками этой башни. Его размеры в диаметре чуть меньше километра, высота 75 метров в разрушенном состоянии. Башня имела несколько террас, каждая из которых была посвящена отдельной планете, олицетворяемой определенным идолом. Согласно записям Геродота, в башне находилась золотая статуя верховного вавилонского божества - Мардука (Меродаха) весом в несколько тонн. Архитектурные постройки вавилоняне строили из обожженного кирпича, поэтому они прекрасно сохранялись длительное время. Древний Вавилон был величественным зрелищем. Несмотря на то, что захвативший Вавилон царь Кир - а впоследствии и Александр Великий
пощадили большинство его сооружений, Вавилон был все же полностью разрушен, согласно Божьей воле и произнесенному пророчеству о том, что город будет стёрт с лица земли и уже больше никогда не будет восстановлен. Современные попытки президента Ирака Саддама Хусейна все-таки воссоздать величественный город не дали больших результатов: была отстроена только очень небольшая территория в сравнении с былыми размерами. Сегодня о славе Вавилона напоминают несколько холмов из песка, мусора и вековых наслоений земли. 13 глава книги Исайи говорит: «и Вавилон, краса царства, и Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра». Пророчество 21-ой главы: «пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые». Пророк Иеремия также пишет в 51 главе своей книги: «и Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей. Хотя бы Вавилон возвысился до небес, и хотя бы он на высоте утвердил твердыню свою, но от Меня придут к нему опустошители, говорит Господь.
Толстые стены Вавилона до основания будут разрушены и высокие ворота его будут сожжены огнем… Господь опустошит Вавилон, и положит конец горделивому голосу в нем». В 50 главе Иеремия говорит: «Вавилон взят, Вил посрамлен, Меродах сокрушен, истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены». Здесь Бог обращается к Своему народу: «бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою, чтобы не погибнуть от беззакония его, ибо это время отмщения у Господа: Он воздаст ему воздаяние. Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю: народы пили из нее вино и безумствовали. Внезапно пал Вавилон, и разбился; рыдайте о нем, возьмите бальзама для раны его, может быть он исцелеет. Врачевали мы Вавилон, но он не исцелился; потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков. Пойдем и возвестим на Сионе дело Господа, Бога нашего. Господь возбудил дух царей Мидийских, потому что у Него есть намерение против Вавилона, ибо это есть отмщение Господа, отмщение за храм Его».
Дух Божий, Дух пророческий, в те древние времена, через пророков предвозвещал обратную картину будущего возрастания славы Божьего Царства и посрамления Вавилона. И поскольку в Библии ничего не написано просто так, эта типология заставляет серьезно задуматься. «И будет тот день» - говорит Исаия в 14 главе – «когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык». 70 лет Израиль был пленен Вавилоном за свое отступление и идолопоклонство. Когда время суда истекло, персидский царь Кир был избран для того, чтобы освободить Израиль из вавилонского пленения. Очень знаменательно также и то, что семидесятилетний срок наказания также был точно предречен пророком Иеремией до своего исполнения. Но разрушение Нововавилонской империи не положило конец Вавилону как системе, вечно противостоящей Богу и Его замыслам.
«Сыны противления»
Книга Откровение, завершающая Священное Писание, говорит нам о современном нам Вавилоне, Вавилоне, который просуществует на земле до самого последнего времени. В 17 главе апостол Иоанн пишет: «и увидел я жену, сидящую на звере багряном,… и на челе ее написано: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. И видя ее, дивился удивлением великим». Это видение показывает суть и состояние Вавилона не только на конец времени перед Вторым пришествием Христа, но и формирование его в веках на протяжении всей истории. В последние времена, в конце веков Вавилон – великая блудница - вырастет из религиозных систем различного рода. 17 глава Откровения даёт подробное описание последнего Вавилона, внешний блеск и роскошь которого скрывают за собой осквернение и идолопоклонство. В 13 главе перед нами предстаёт тот, кто дал этой лицемерной системе силу и власть: «и дал ему [зверю] дракон силу свою и престол свой и великую власть». Дракон, согласно пророческой символике, олицетворяет вечного врага Бога и людей - сатану.
В своей руке вавилонская блудница держит золотую чашу с "мерзостью и нечистотой" - ложными идеями и учениями: религиозными, идеологическими, политическими, оккультными, преподнесенными миру от имени "высшего знания". Наше время – это время возвеличивания и обожествления человека, популяризации оккультизма и ложных религиозных систем с одной стороны и атеизма, отрицания всего, связанного с Богом с другой. Таким образом предпринимаются попытки завершить начатое когда-то строительство Вавилонской башни. Библия говорит: «Вавилон – это мать блудницам и мерзостям земным». Это значит, что нынешний Вавилон движим тем же духом, что и древний, производящий "мерзости" на земле под личиной добра и блага. Сеющий разрушение и хаос, из которого, как тщетно ожидается, может произойти некий "порядок". Миллионы людей сегодня ввергаются в борьбу, в восстание друг против друга, против Бога и церкви, против покоя и мира, движимые и направляемые ложными мотивами и маяками. К чему в результате все это приведет?
Древние пророчества о последних днях не скрывают от нас и этого. «Я увидел иного Ангела, сходящего с неба и воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу…. в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее. И один сильный ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет великий город, и уже не будет его». Во всей этой связи снова перед нами предстает антипод Вавилона - Иерусалим, в послании Павла к Галатам: «а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам». Как Вавилон является матерью всем мерзостям земным, так вышний Иерусалим назван матерью запечатленных Богом людей, сохранивших верность Творцу. Матерью подлинному духовному Израилю, всем детям Божиим, приобщенным к Божьему присутствию через жертву Господа Иисуса Христа. «Выйди от нее, народ Мой». Божий народ всегда выходил из Вавилона,
и буквального и духовного, наступающего на Церковь, желая смешать ее с миром. Поэтому Писание и призывает нас: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2 Послание Коринфянам 6:17). Итак, реальность такова: современный мир, отпав от Бога, стремительно идет к своему концу, и чем ближе конец, тем сильнее разрастается отступление христианства от истин Священного Писания. Господь говорит через апостола Павла, что «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (1 и 2 послания к Тимофею). Однако во все времена были и будут те, кто, всем сердцем полюбив истину и праведность, торжествует над злом, побеждая его стремлением к чистой, не оскверненной грехом жизни. Они, полагаясь на Творца и принимая от Него силу, терпеливо и неуклонно, день за днем совершают непростой, но славный путь своего спасения.
Вениамин Крейман
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев