Не бывает ли такого и с нами, когда, получив благословение, испытав на себе Божью чудесную защиту, мы продолжаем испытывать страх перед грядущими событиями? По-человечески Иаков пытался сделать все, чтобы встреча с Исавом прошла безопасно. Но чем больше он делал, тем больше чувствовал никчемность своих усилий, хорошо понимая, что от обиженного им и разгневанного Исава, который шел навстречу Иакову с четырьмястами вооруженных людей, спасти может только Бог. И он обращается в молитве к Богу (см. Бытие 32:9-12). Чему учит нас молитва сына Исаака? Во-первых, в начале любой молитвы следует воздать Богу честь, славу и благодарность за те милости, которые Он даровал нам, сознавая свою полную от Него зависимость. Во-вторых, молитва — это не набор красивых ритуальных фраз, когда-то нами слышанных или прочитанных, какими молился кто-либо. Молитва — это откровенный разговор с Богом, потребность нашей души, а порой и крик души, в котором мы открываем своему Небесному Отцу все, что нас страшит, тревожит, волнует, мы должны говорить то, что у нас на сердце,
не пытаясь это замаскировать и спрятать в красивых витиеватых оборотах. Иаков боялся мести со стороны Исава, своей гибели и гибели близких, и честно поведал об этом Богу. В-третьих, в молитвах мы можем выражать свои просьбы о помощи, о защите, конкретно говоря о своей нужде. В-четвертых, доверие Богу должно основываться, прежде всего, на доверии Его Слову, Его обетованиям (обещаниям). Священное Писание содержит порядка 3753 Божиих обетований, относящихся к различным сторонам жизни человека и обращенных к каждому, кто доверяет Богу. Иаков обращался к Богу, полагаясь именно на Его обетования. И мы в молитве по обетованию можем просить Бога выполнить то, что Он обещал и что записано на страницах Библии. И мы можем быть уверенными в том, что Бог всегда сделает то, что обещал, потому что «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?» (Числа 23:19). Приведем несколько примеров обетований, записанных в Библии, на разные случаи жизни, но вначале сделаем важную оговорку:
обетования относятся к тем, кто не просто не отрицает существование Бога, но доверяет Ему, желает идти Его путем, проявляет послушание к Божьим требованиям — Его заповедям. Если вы полагаетесь на Бога, но, тем не менее, переживаете страшные минуты жизни, время отчаяния, подобное тому, какое переживал Иаков, попробуйте обратиться к Богу молитвой по обетованию. Одно из таких обетований записано в книге Исайи 54:17 — «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь». Но следует также помнить, что просить Бога следует в соответствии с Его волей, иными словами, наши просьбы Бог не выполнит, если они могут принести вред или ущерб другим людям или нам самим, если они направлены на удовлетворение наших эгоистических желаний. На все случаи жизни в Библии есть прекрасное обетование, записанное в Евангелии от Иоанна 14:13-14, где Христос говорит вам и мне: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю,
да прославится Отец в Сыне; если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю». Вы сами сможете убедиться в действенности молитвы по примеру Иакова, полагаясь на Божьи обетования, и на приведенное в частности. Отправив жен и слуг в более безопасное место, Иаков остался один на берегу потока Иавок, где он встретил Бога лицом к лицу, Бога в человеческом облике. Что же символизирует собой эта малопонятная на первый взгляд борьба патриарха с Господом, описанная в Бытие 32:24-29? Об этом много написано в христианской литературе, а в Библии всего лишь несколько строк, но как много за ними кроется. На пустынном берегу вначале Иакову показалось, что это разбойник напал на него, но потом он догадывается, что это никто иной, как Бог. В этой борьбе Иаков понял, что всю свою жизнь он боролся с Богом, желание быть с Ним пытался осуществить человеческими методами, которые не мог одобрить Бог: ложь, коварство и лукавство по отношению к брату в далекой юности, обман отца, нелюбовь к Лии, хитрость по отношению к Лавану (эпизод с пестрыми овцами), попытка человеческими средствами —
подарками «задобрить» брата, своими силами обеспечить безопасность жен, детей и домочадцев, обращаясь, правда, к Богу, но в то же время и полагаясь на себя. И только в момент схватки на берегу бурного потока Иаков понял, что вся его надежда, его защита — только Бог, сам для себя ничего он сделать не может и не сможет никогда. За одну ночь Иаков переоценил свою жизнь и стал другим человеком: вместо хитреца и обманщика Иакова наутро с Исавом встретился человек, одержавший самую большую победу, какая только возможна на земле, победитель самого себя, Израиль. Правда хромой, но победитель! Как эта история похожа на жизнь многих. Мы часто сопротивляемся Богу, сражаемся с Ним, думая, что все те неблагоприятные обстоятельства и «случайности», которых так много в нашей жизни, мы должны преодолеть, не подозревая при этом, что этими обстоятельствами и «случайностями» Бог влечет нас к себе, и нам единственно что нужно, так это полностью положиться на Господа, доверив Ему самих себя, наши семьи, наши проблемы, позволить Ему преобразовать
наши жизни и характеры. Из этой борьбы мы тоже нередко выходим «хромыми», пожиная последствия своих неразумных поступков, грехов, которых могло и не быть, если бы мы не сопротивлялись Богу в течение порой всей жизни. Так и в жизни Иакова все могло сложиться иначе, если бы не его сопротивление Божьему водительству: обещанное Богом первородство он бы непременно получил, но не путем обмана, не было бы и нелюбимой жены и долгого рабского труда на Лавана, но… посев, однажды сделанный, принес и соответствующую жатву. И пусть хромым, пусть после многих лет борьбы, но Иаков стал победителем. Каждому из нас Бог также желает даровать победу, и ведет нас к ней долгим порой путем, и не Бог в этом виновен, что мы к финишу приходим хромыми, а мы сами. Но этот путь был необходим для Иакова, ибо без него Бог не смог бы даровать ему вечную жизнь; так и преобразование нашей жизни и характера также может быть долгим и мучительным, но необходимым ради нашего же блага. И вот настал момент, которого ждал Иаков: встреча с Исавом. Более двадцати лет назад
Иаков покинул отчий дом в страхе перед местью брата, и вот теперь расстояние между ними сокращается на глазах. «И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали» (Быт. 33:4). Священное Писание говорит: «Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним» (Пр. 16:7). Понимаем ли мы, что этот стих может стать действенным и в нашей жизни, что он также является обетованием Божьим, обращенным к каждому из нас. Кто на протяжении своей жизни не страшился недругов, грозных начальников? А у кого не было недоброжелателей явных и скрытых, действий которых также приходилось опасаться? Многие, наверное, имели и открытых врагов, не упускающих случая свести счеты. Но Библия нам говорит, что всех этих трудностей и переживаний, отравляющих нашу жизнь, можно избежать. И более того, наши явные и тайные враги и недоброжелатели могут стать дружески расположенными к нам, помогая и поддерживая нас. Хотим ли мы этого? И если да, то для этого достаточно поручить свою жизнь Богу, как это сделал Иаков.
Еще недавно казалось, что примирение братьев невозможно, что все окончится кровавой трагедией. Но то, что по-человечески было невозможно, с Богом обрело реальность. Нам тоже часто кажется, что существуют нерешаемые проблемы, и нам суждено долгие годы находиться под их гнетом. Это касается и семейных отношений, и конфликтов на работе, и последствий грехов прошлой жизни без Бога. Но «…Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Есть ли у вас в жизни нерешенная проблема? Господь хочет, чтобы вы доверили ее решение Ему, и Он решит ее подобно тому, как это было в истории Иакова и Исава. Господь сказал: «…побеждающему … дам … белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2:17). В древности оправданному на суде вручали белый камень, как символ победы, а виновному — черный камень, как символ осуждения. Иаков символически получил белый камень — камень победителя с написанным на нем новым именем — Израиль. А какой камень получим мы с вами?
Алексей Опарин
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев