Антиномианство
Есть один старый стишок, который антиномиане вполне могли бы принять в качестве девиза: «О, счастье! О, радость! Закон отменен! Греши сколько влезет, – и будешь прощен!» Буквальное значение слова антиномианство – «беззаконие, противозаконность». Антиномианство отрицает или умаляет значение закона Божия в жизни верующего. Он является оборотной стороной ереси легализма. Антиномиане по-разному обнаруживают свою неприязнь к закону. Некоторые из них считают, что не обязаны больше соблюдать нравственный закон, установленный Богом, поскольку Иисус освободил их от него. Они утверждают, что благодатью избавлены не только от проклятия Божьего закона, но и от обязанности повиноваться ему. Благодать, таким образом, становится лицензией на непослушание. Поразительно то, что люди придерживаются таких взглядов, невзирая на то, что апостол Павел самым решительным образом выступал против них.
Павел более, чем кто-либо из авторов Нового Завета, подчеркивал разницу между законом и благодатью. И все же наиболее ярким в его писаниях является осуждение антиномианства. В Послании к Римлянам 3:31 он пишет: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». На Мартина Лютера, провозгласившего оправдание одной только верой, возвели обвинение в антиномианстве. Но ведь Лютер, вслед за Иаковом, утверждал, что «вера без дел мертва». По этому поводу он вел дебаты со своим учеником Иоганном Агриколой, который полагал, что закон не играет никакой роли в жизни верующего. Он отрицал даже то, что закон подготавливал грешника к восприятию благодати. Ответом Агриколе стал труд Лютера «Против антиномиан», увидевший свет в 1539 году. Позднее Агрикола отрекся от своих антиномианских воззрений, но проблема как была, так и осталась. Последователи Лютера подтвердили его взгляды в отношении закона.
В последнем из классических лютеранских исповеданий веры, датируемом 1577 годом, особо подчеркнуто троякое действие закона: 1) обличение греха; 2) учреждение норм благопристойного поведения в обществе в целом; 3) предоставление жизненных правил для тех, кто был возрожден верою во Христа. Главная ошибка антиномиан состоит в том, что они путают оправдание с освящением. Мы оправданы единственно верой, независимо от своих дел. Но при этом все верующие возрастают в вере, исполняя святые Божии заповеди. Мы делаем это не для того, чтобы завоевать расположение Бога; нами движет чувство любви и признательности за благодать, уже данную нам благодаря служению Христа. Те, кто полагает, что Ветхий Завет был заветом закона, а Новый Завет является заветом благодати, впадают в серьезное заблуждение. Ветхий Завет являет собой величайшее свидетельство благодати Бога, даруемой Им Своему народу.
В то же время Новый Завет буквально переполнен заповедями. Мы не спасаемы законом; мы лишь выказываем свою любовь ко Христу, следуя Его заповедям. «Если любите Меня, – говорит Иисус, – соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15). Нам часто приходится слышать: «Христианство – это не нагромождение всяческих «делай то», «не делай этого»; это не свод правил». В этом утверждении присутствует доля истины, поскольку христианство есть нечто гораздо большее, нежели простой перечень правил. Прежде всего, это – личные взаимоотношения с Самим Христом. Однако христианство нельзя рассматривать как нечто меньшее, чем свод правил. Новый Завет действительно содержит и «делай то», и «не делай этого». Христианство – не та религия, которая допускает, что каждый вправе делать то, что ему представляется правильным. Напротив, христианство никогда и никому не дает «права» совершать прегрешения.
Заключение
1. Антиномианство – это ересь, согласно которой христиане не обязаны повиноваться законам, установленным Богом.
2. Закон обличает грех, учреждает правила поведения в обществе и является руководством в жизни христианина.
3. Антиномианство смешивает оправдание с освящением.
4. Закон и благодать присутствуют как в Ветхом, так и в Новом Завете.
5. Хотя повиновение закону Божию не служит причиной нашего оправдания, оправданный человек обязан всеми силами стараться соблюдать заповеди, данные Богом.
Легализм
Легализм – это оборотная сторона ереси антиномианства. В то время как антиномиане отрицают значимость закона, легалисты, напротив, превозносят его превыше благодати. Во времена Иисуса в роли таких легалистов выступали фарисеи, которых Иисус подвергал самой нещадной критике. Наиболее вопиющим заблуждением легалистов является мысль, что человек может сам проложить себе дорогу в Царство Небесное. Так, фарисеи верили, что благодаря своему особому статусу – поскольку они были потомками Авраама, – а также скрупулезному соблюдению закона, они воистину дети Божии. Тем самым они, по сути дела, отрицали благую весть. Неизбежным следствием легализма становится приверженность букве закона, в ущерб его духу. Желая обрести уверенность в том, что они действительно могут исполнять закон, фарисеи прежде всего
вынуждены были ограничиться толкованием его в самом узком и закаменелом смысле. Иллюстрацией тому может служить история о богатом молодом правителе. Этот юноша обратился к Иисусу с вопросом, что ему следует сделать, чтобы иметь жизнь вечную. «Соблюди заповеди», – отвечал ему Иисус. Молодой человек, однако, считал, что все заповеди были им соблюдены. Но Иисус со всей очевидностью показал ему «идола», которому юноша поклонялся, вместо того чтобы служить истинному Богу. Идолом этим было богатство. «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Матфея 19:21). Услыхав эти слова, молодой богач с печалью удалился. Фарисеи повинны были в другой разновидности легализма. К закону, данному Богом, они добавляли свои собственные законы. Их «традиции» возводились в ранг закона Божия.
Фарисеи обкрадывали людей, лишая их свободы и сковывая цепями там, где Бог не положил ограничений. Этот вид легализма не ушел в небытие вместе с фарисеями. Церковь во все века страдала от этой напасти. Легализм зачастую возникает в противовес антиномианству. Стремясь убедиться в том, что мы ни себе, ни другим не позволяем погрязнуть в нравственной распущенности антиномианства, мы стараемся ужесточить закон, сделать его суровее, чем уже сделал это Сам Бог. Когда такое происходит, следствием легализма становится тирания над Божьим народом. Точно так же, в ответ на легализм возникают различные формы антиномианства. Как правило, объединяет их лозунг, призывающий к свободе от всякого угнетения. Это – требование моральной свободы, ставшее неуправляемым. Христиане, стоя на страже своей свободы, должны остерегаться,
чтобы не принять за свободу обыкновенную разнузданность и вседозволенность. Другой формой легализма является чрезмерное внимание ко второстепенным деталям закона. Иисус укорял фарисеев в том, что они пренебрегали сутью закона, при этом скрупулезно исполняя не столь уж существенные его требования (Матфея 23-24). Такая тенденция постоянно угрожает церкви. Свои добродетели мы склонны превозносить до небес, зато на пороки свои смотрим сквозь пальцы, как на мелочи, недостойные упоминания. Например, я воздерживаюсь от хождения на танцы и считаю это своей великой духовной победой; а то, что я завистлив, не так уж и важно. Итак, единственное противоядие от легализма, как и от антиномианства, – это серьезное изучение Слова Божия. Только так мы можем по-настоящему узнать, что угодно, а что неугодно Богу.
Заключение
1. Легализм искажает Слово Божие в сторону, противоположную антиномианству.
2. Легализм возводит человеческие традиции в ранг данного Богом закона.
3. Легализм связывает людей там, где Бог оставляет их свободными.
4. Легализм преувеличивает значение второстепенных деталей закона и преуменьшает значение ключевых его положений.
Роберт Спраул
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1