Сегодня браки заключаются очень легко и просто: молодые люди, решившие пожениться, идут в ЗАГС, подают заявление и через месяц — они муж и жена. В некоторых странах принято давать приданое за невестой, в других, напротив, жених должен принести дары за будущую жену ее отцу. До недавнего времени на востоке сохранялся древний обычай, согласно которому жених должен был некоторое время (иногда несколько лет) отработать в качестве выкупа за невесту у ее родителей. Вот как описывает упоминаемый обычай ученый и путешественник И. Буркхард в своей книге «Путешествие по Сирии»: «Однажды я встретил молодого человека, который восемь лет работал за одну еду; к концу этого срока он должен был получить в жены хозяйскую дочь, за которую иначе ему пришлось бы уплатить семьсот пиастров. Когда мы познакомились, молодой человек был уже три года женат. Но он горько пожаловался на тестя, который
по-прежнему требовал, чтобы он выполнял за него даром самую тяжелую работу. Это мешало ему обзавестись собственным хозяйством и заботиться о семье. Встретились мы в районе Дамаска». В древнем же мире этот обычай был весьма широко распространен. И поэтому Иаков, не имея средств заплатить выкуп за Рахиль, вынужден был многие годы отрабатывать за нее у своего тестя Лавана. И не поэтому ли к заключению брака подходили крайне вдумчиво и ответственно, чего, к сожалению, не скажешь о современных браках. Рассказы о патриархальных обычаях вызывают улыбки в наш «прогрессивный» век, когда количество разводов приблизилось к количеству заключаемых браков. И хотя выкуп за невесту ушел в далекое прошлое, думаю, что ответственности в деле заключения брачного договора было бы не лишним поучиться у древних патриархов нам, вступившим в третье тысячелетие.
«И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих… и Я буду с тобою. И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию… и сказал им: …Вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему. А отец ваш обманывал меня… Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? Не за чужих ли он нас почитает? … И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов… И ушел со всем, что у него было… На третий день сказали Лавану, что Иаков ушел. Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним… и догнал его… И сказал Лаван Иакову: …зачем ты украл богов моих? … Иаков не знал, что Рахиль украла их. . Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло, и села на них… И он искал, но не нашел идолов…» (Быт. 31 глава). Когда я впервые прочитал 31 главу книги Бытие, меня немного смутили два факта. Во-первых, с какой целью Рахиль, которая исповедывала
истинного Бога, забрала из дома своего отца фигурки языческих божков, идолов? Во-вторых, почему ее отец Лаван так трагично воспринял эту пропажу, ведь в древности не составляло особого труда купить изображения языческих богов? Многие исследователи Библии так же не могли дать четкого ответа на эти вопросы. Объяснения пришли после раскопок древнего города Нузу. «Глиняные таблички Нузу утверждают, что обладание такими идолами закрепляло за кем-либо права главы семейства. Это своеобразное свидетельство, подтверждающее права собственности. Рахиль, знавшая, что отец заставил Иакова работать за нее семь лет, и что ее братья заявили свои претензии на отцовскую собственность, попросту решила прихватить глиняных идолов с собою, тем самым обезопасив права Иакова на наследство Лавана. Согласно закону, зафиксированному на глиняных табличках Нузу, имея при себе семь таких идолов
и взяв с собою «свидетеля», можно было пойти к судье и заявить свои права на наследство. Это объясняет, почему Лаван стремился во что бы то ни стало заполучить глиняные фигурки богов» 1]. В архиве города Нузу, состоящего из тысяч глиняных табличек, обнаружено завещание, в котором отец оставляет своему старшему сыну статуэтку домашнего божка и главную долю наследства, причем идол в завещании стоит наравне со всем наследством по значимости. В завещании подчеркивается, что другие сыновья имеют право приходить в дом основного наследника, принося жертвы идолу. Из законодательства царя Хаммурапи так же известно, что зять, обладающий статуэткой тестя, пользовался правом на наследство наравне с сыновьями 2]. Благодаря этому открытию стало понятно, что, похищая идолов, Рахиль намеревалась использовать их не как предмет поклонения, а как право на наследство.
Так, благодаря археологическому открытию повествование 31 главы книги Бытие получило объяснение. «И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм; и ели там на холме. И сказал Лаван: сегодня этот холм между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад…» (Быт. 31:46, 48). Как видим, нет ни живых свидетелей, ни поверенных лиц, ни заверенных документов, а просто груда камней, дольменов, немых свидетелей договора. И при этом эффективность его соблюдения во много раз превосходила современные договоры, которые заключаются при многочисленных свидетелях под фото — и киносъемки журналистских объективов, при посредниках и гарантах соглашения. Достаточно, к примеру, вспомнить многочисленные арабо-израильские пакты, некоторые из которых не продлились и нескольких дней. Этот каменный памятник договора Иакова и Лавана сохранил
не только их договор, но и донес до нас яркое свидетельство этой библейской истории. «Этот столб и собранные в кучу камни... принадлежит к типу грубых каменных памятников, до сих пор часто встречающихся в области, лежащей по ту сторону Иордана, включая и гору Галаад, где, по преданию, расстались Иаков и Лаван… Обычай собирать камни в кучи в качестве свидетелей, по-видимому, не исчез до сих пор в Сирии» 3]. Путешественники и историки 19 века, посещавшие библейские земли, оставили первые подробные описания этих памятников. Вот как их описывает доктор Тристрам: «Часть нашего пути пролегала вдоль Вади-Атабейе, текущего вниз к югу от короткой, сразу круто спускающейся долины Зорка. Здесь на возвышенном скалистом берегу мы наткнулись впервые на дольмен, состоящий из четырех камней — грубых и неотесанных; три из них стояли под углом друг к другу, образуя три стороны четырехугольника,
четвертый же лежал на них в виде крыши. Каждый камень представлял собой квадрат со стороной, примерно равной 8 футам. Начиная с этого места по направлению к северу мы постоянно встречали эти дольмены… все они неизменно находились на скалистых склонах холмов» 4]. Упоминаемый в 46 тексте 31 главы книги Бытие обычай есть на сложенных камнях так же находит подтверждение в истории. «Эта трапеза на камнях служила для скрепления договора… В их глазах неизменность камня действительно передавалась лицу, ставшему на него ногами и тем подкрепившему свою клятву» 5]. Так что заключение договора между Иаковом и Лаваном происходило в соответствии с традициями. Сегодня эти свидетели — дольмены взирают на нас, как бы спрашивая каждого, помним ли мы свои обещания, данные Богу и людям, являясь каменными свидетелями о патриархе Иакове, бывшем обманщике и хитреце, и ставшем победителем, Израилем.
Алексей Опарин
______________________________
1. Бойд Роберт Т., Курганы, гробницы, сокровища, Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, с. 116-117.
2. Хрестоматия по истории Древнего Востока под ред. Коростовцева М. А., Кацнельсона И. С., Кузищина В. И., М., Высшая школа, 1980, часть 1, с. 167-168; Косидовский, указ. соч., с. 79.
3. Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете. — М.: Политиздат, 1985, с. 271, 276.
4. Там же.
5. Там же, с. 272.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев