Книга Бытие, 25 глава
23 текст: «Господь сказал ей: два племени во чреве твоем и два различных народа произойдут из утробы твоей; один сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему».
Книга пророка Исайи, 34 глава
9 текст: «И превратятся реки в смолу, и прах его в серу, и будет земля его горящею смолою».
11 текст: «И завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон поселятся в ней, и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения».
12 текст: «Никого не останется там из знатных ее, кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто».
13 текст: «И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов».
Книга пророка Иеремии, 49 глава
10 текст: «А Я донага оберу Исава, открою потаенные места его и скрыться он не может. Истреблено будет племя его, и братья его и соседи его, и не будет его».
17 текст: «И будет Едом ужасом; всякий проходящий мимо, изумится и посвищет, смотря на все язвы его».
18 текст: «Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь, так и там ни один человек не будет жить, и сын человеческий не остановится в нем».
Книга пророка Иезекииля, 25 глава
13 текст: «За то, так говорит Господь Бог: простру руку Мою на Едома и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею; от Фемана до Дедана все падут от меча».
14 текст: «И совершу мщение Мое над Едомом рукою народа Моего Израиля; а они будут действовать в Идумее по Моему гневу и Моему негодованию, и узнают мщение Мое, говорит Господь Бог».
Книга пророка Амоса, 9 глава
12 текст: «Чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие».
Книга пророка Авдия, 1 глава
18 текст: «И дом Иакова будет огнем и дом Иосифа — пламенем, а дом Исава соломою, зажгут его и истребят его, и никого не останется из дома Исава, ибо Господь сказал это».
19 текст: «И завладеют те, которые к югу горою Исава».
Выводы из пророчеств
1. Превосходство рода Иакова над родом Исава, который будет ему служить (Быт. 25:23).
2. Реки Едома лишатся воды (Ис. 34:9).
3. Из Едомского народа больше не произойдет ни одного царя (Ис. 34:12).
4. Население покинет город, там будут обитать звери (Ис. 34:13-15; Иерем. 49:18).
5. Народ идумейский будет полностью истреблен (Иерем. 49:10).
6. Изумление путников развалинам Едома (Иерем. 49:17).
7. Земля Едома станет пустыней (Ис. 34:9; Иез. 25:13; 35:7).
8. Израиль станет хозяином в Едоме (Иез. 25:14).
9. Остаток Едома войдет в состав Израиля (Ам. 3:12).
10. Племена с юга завладеют частью Едома и горой Сеир (гора Исава) (Авд. 1:19).
11. Кровавая история города (Иез. 35:6).
Прежде чем перейти непосредственно к исследованию этих пророчеств в контексте исторических событий, мы кратко проследим основные вехи этого государства. Первые жители появились на этой величественной скале около 19 века до Р. Хр., когда Исав вместе со своим семейством и многочисленными рабами облюбовал это неприступное место. Первоначально город назывался Села (в переводе — скала), и только со 2 века до Р. Хр. он стал называться на греческий манер Петра (в переводе — камень, скала). Первоначально идумеи (едомляне) управлялись старейшинами, но затем около 17 века до Р. Хр. у них появились цари. Основной доход этого государства складывался из двух статей. Во-первых, из взимания торговых пошлин с купцов, проходивших через земли Едома (Идумеи). Дело в том, что Петра лежала на пересечении торговых путей, «между Мертвым морем и северо-восточным берегом Аравийского залива и издавна служила складочным пунктом в торговле Аравии и Индии со странами Средиземноморского бассейна» 1]. Во-вторых, из разбойничьих набегов на тех же купцов,
после того, как с них была взята пошлина, а также набегов на соседние страны — Моав, Аммон, и, конечно же, Израиль. К израильтянам идумеи питали особую ненависть, ибо не могли им простить обмана Иакова по отношению к Исаву, и не только беспощадно вырезали при набегах израильтян, но даже выкупали их, попавших в плен к соседним народам, только для того, чтобы предать мучительной казни. Вообще, как мы уже упоминали, религия потомков Исава отличалась удивительной жестокостью, а образ жизни был сравним разве что с содомитским. Израильтяне не раз совершали ответные походы в Едом для того, чтобы положить конец их регулярным разбойничьим набегам. Но победы удалось достичь только при Давиде, который около 950 года до Р. Хр. разгромил войска Едома в Соляной долине, подчинив себе это непокорное царство. Почти в течение ста лет гордые идумеи находились в составе Израиля, пока около 850 года до Р. Хр. не восстали против царя Иорама и вернули себе свободу. Затем в продолжение еще 50 лет они вновь грабили и убивали израильтян, пока иудейский царь Амасия (801-775 гг. до Р. Хр.)
не взял Петру и не сокрушил идумеев, обезопасив торговые пути на юг и юго-восток. Но господство евреев было недолгим. Ослабевшая от войн и отступившая от Бога Иудея не могла долго удерживать в повиновении Едом, который вскоре вновь становится независимым. И снова набеги, снова кровь, насилие, жестокость. Ученые утверждают, что история не знает другого государства кроме Едома, жившего лишь за счет грабежей. Он сравним лишь с пиратскими базами в Африке в средневековье. Около 7 века до Р. Хр. земля Исава попадает в вассальную зависимость от Ассирии. Впервые за 1500 лет после свидания Исава и Иакова идумеи и израильтяне протягивают друг другу руки в 594 г. до Р. Хр. Но если Исава и Иакова в свое время к этому привело искреннее раскаяние, то их потомков — общая беда. Ибо с востока все ближе и ближе к Палестине подвигались границы все набирающего силу Вавилонского царства и его молодого царя Навуходоносора Второго. «В 594 году до Р. Хр. в Иерусалиме тайно собрались царские послы государств Моава, Едома, Аммона, Тира и Сидона для переговоров с иудейским царем Седекией
о совместном выступлении против Вавилона» 2]. Но силы новых союзников не могли противостоять Вавилонской державе. Один за другим они были покорены, но в отличие от Моава и Аммона Едом сохраняет, правда вассальную, но независимость. И более того, его воины принимают участие в разорении Иерусалима. Господь долго был милосерд к этому народу, призывая его через своих пророков покаяться и оставить прежний образ жизни, но идумеи шли все дальше и дальше в своем отступничестве. Человеческие жертвоприношения, совершавшиеся на вершине Зибби-Аттиф вначале только во время больших праздников, становились все более распространенными и, наконец, стали ежедневными. Пред идолами языческих богов умерщвлялись тысячи, а крови лилось так много, что сегодня камни буквально пропитаны ею. «Так говорит Господь об Едоме: … Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь … на возвышенном месте и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю? «Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авдий 1:1, 3-4).
Алексей Опарин
_______________________________________
1. Момзен Г., «История Рима», в 4 т., Ростов-на-Дону, Феникс, 1997, т. 4, с. 373-374.
2. Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический, М., 1970, с. 81.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев