""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Свадьба на небесах. Отважный летчик Игорь Кустов
Игорь Кустов родился 7 июня 1921 года в городе Кувшиново Тверской губернии. Окончил 9 классов и аэроклуб в Брянске, в 1941 году - Чугуевскую военную авиационную школу. Везде, где бы ни учился Игорь Кустов, он учился только на "отлично".
Высокий, худощавый, бледный юноша за блестящие успехи в лётном деле был оставлен в авиационной школе инструктором, хотя в своё время именно из - за роста и худобы его не хотели туда принимать.
Помимо природной одарённости, прилежания и дисциплины, важнейшим качеством Игоря было упорство. В декабре 1941 года он добился отправки на фронт.
...Верхневолжье. С заснеженного аэродрома поднялись 3 истребителя. Ведущим идёт Игорь Кустов. Настроение у него прекрасное. Ещё бы ! Мечты молодого пилота исполнились: он на фронте да ещё в родной стороне. Только что Игорь отправил письмо родным:
«Дорогие мои! Вот я и в действующей армии. Вместе с другом Сашей Новиковым добился отправки на Калининский фронт. Значит, буду защищать родные места. Весь жар своего сердца, всю волю разума отдам делу быстрейшего разгрома врага».
Истребители держат курс на Пено. Вслед за Игорем летят Новиков и Мартыненко. Кустов видит знакомую с детства землю - зелёные леса, озёра, покрытые льдом, узкие ленты дорог. Тут, в стороне, совсем недалеко его родной городок Кувшиново.
А вот и железная дорога, станция Пено. 18 немецких бомбардировщиков приближаются к ней, чтобы сбросить свой смертоносный груз.
Этого нельзя допустить. Тройка истребителей врезается в строй вражеских машин, открывает огонь. "Юнкерсы", завидев опасность, рассыпаются в стороны.
Израсходовав в бою все боеприпасы, Кустов решает таранить одного из бомбардировщиков - он направляет свой истребитель прямо в лоб противнику. Но в последний момент немецкий лётчик не выдержал и отвалил в сторону. Не сбросив бомб, "Юнкерсы" ушли восвояси.
Первый успешно проведённый бой окрыляет юного пилота. За два месяца в 71 боевом вылете на он уже лично сбил 5 самолетов, ещё 12 самолётов уничтожил в составе группы.
А вот схватка с немецким истребителем 9 марта едва не закончилась трагически. Когда Игорь сбил бомбардировщика, из - за облаков на него неожиданно ринулся Ме-109. Кустов почти успел увернуться от поражающего удара.
Самолёт уцелел, но пилот получил тяжёлое ранение. Игорь не растерялся. Превозмогая боль, он вывел машину из боя и посадил её на своём аэродроме.
Из госпиталя Игорь писал в Кувшиново:
«Здорово же меня долбанул фриц! Осколками снаряда зацепило лопатку, перебило ключицу. Одной рукой еле дотянул своего "ястребка" до линии фронта. Уже 2 месяца ремонтируюсь. Скоро, думаю, снова буду за штурвалом. Ваш сын и брат Игорь. 15 мая 1942 года».
Через два месяца Игорь сообщает родным:
«Всё в порядке - поправился, снова начал летать на боевые задания. Вчера меня приняли в кандидаты ВКП(б)».
Как сражался Игорь Кустов, в те дни самые дни, мы узнаем из письма командира полка Майора Осмакова родным пилота, отправленное 8 декабря 1942 года:
«Игорь провёл свыше 50 воздушных боёв. Мне приходилось не раз летать вместе с ним. Бросается в глаза его спокойствие при встрече с врагом, его мужество, уверенность в победе и исключительное мастерство владения техникой».
Выполнив свой первый боевой вылет 17 января 1942 года, спустя всего неполных два месяца 20-летний лётчик был представлен к званию Героя Советского Союза.
18 августа 1942 года в составе шестёрки истребителей Кустов самоотверженно провёл бой, сбил бомбардировщик Хе-111 и, несмотря на тяжёлое ранение, из боя не вышел...
Последняя августовская 1942 года аттестация. В ней описан и тот бой, после которого все считали, что ему больше уже не видеть небо.
...Воздушное сражение было исключительно жестоким. И всё же лётчики на стареньких "ишачках" разбили врагов и принудили его сбросить бомбы на свои же войска. Кустов в этом бою уничтожил 2 самолёта.
И может быть, после этого боя и появилась легенда, что Игорь приучил самолёт летать без своего вмешательства. Очевидцы так рассказывали про его последнюю посадку:
«Тогда "ишачки" возвращались одиночно. И вдруг на КП наблюдатель через рупор закричал на весь аэродром: "Внимание! Самолёт садится без головы лётчика!"
И действительно, лётчика в кабине не было видно, но самолёт сел нормально, только не срулил с посадочной полосы. Когда к машине подбежали люди, то на какой-то момент застыли от удивления.
На "ишачке" не осталось живого места: весь иссечён пулями и снарядами, а кровь залила кабину и безжизненного лётчика. Во время боя 20-мм авиационный снаряд разорвался в кабине, вырвал лётчику ключицу, часть лёгкого, ранил в голову и руку...»
После тяжёлого ранения он вернулся в строй только в октябре 1943 года. Вспоминает известный лётчик - истребитель дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин:
«Кустов был единственным лётчиком, который совершил успешный таран на бреющем полете, буквально у самой земли и буквально над самой линией фронта».
Игорь Кустов быстро вошел в строй лётчиков полка. С прежней отвагой он принял активное участие в боях за Киев, отличившись над Днепром, где уничтожил 6 самолётов противника. Два из них - в одном вылете 6 ноября 1943 года.
Именно 6 ноября, по его предложению, носы самолётов эскадрильи до самого крыла были выкрашены в красный цвет. На фото, приведенном ниже, Игорь Кустов изображён у своего самолёта с выкрашенным носом. Это хорошо видно по разнице световых оттенков краски.
К концу 1943 года у Игоря Кустова было уже более 200 боевых вылетов, он сбил около тридцати самолетов противника. На новый 1944 год у Игоря Кустова должна была состояться свадьба.
В конце 1943 года полк после 5 месяцев боёв выводился на переформирование. В тыл за новыми самолётами Як-9Д отправили 10 лётчиков. В их числе был и Кустов. Несмотря на предстоящую свадьбу, он не стал отказываться от этой командировки, заявив, что личные дела не должны влиять на службу.
22 декабря на маршруте облачность стала понижаться, разом слившись с полосой тумана. Этого подвоха лётчики не заметили и, вскочив в него, сразу потеряли землю из виду. Вверх уйти они не решились и стали снижаться, чтобы глазами ухватиться за землю. Но туман был так густ, что самолёт врезался в землю раньше, чем лётчики увидели её. Случилось это в 11 часов 15 минут...
Его невеста Люся после смерти Игоря добровольцем ушла в армию. Была связисткой и погибла 1 Мая 1945 года в Берлине при штурме Имперской канцелярии...
О Герое Советского Союза помнят в тех местах, откуда он родом, где он жил до войны. На здании школы города Кувшинова установлена мемориальная доска, а в Брянске - памятник Герою. Школа № 27 Фокинского района Брянской области, где он учился, носит его имя.
Там же открыт памятник её ученикам, павшим в борьбе с фашистами, на котором есть и И. Е. Кустов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев